Марина Лобастова
НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закрепить представления детей о весенних изменениях в природе;
- систематизировать словарный запас по данной теме;
- упражнять в подборе и согласовании прилагательных с существительными;
- продолжать формировать процессы словообразования и связную речь;
- развивать музыкальный слух, координацию речи с движениями, моторику рук, мыслительные процессы;
- воспитывать любовь к природе; умение чувствовать её красоту.
Оборудование: презентация, мяч.
Ход НОД
1. Организационный момент. Прослушивание весенней мелодии.
(слайд 1-пустой)
Публикация «НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Что это за музыка? (Это музыка Весны.)
- Какие звуки весны вы услышали? (Звенит капель. Журчат ручьи. И т. д.)
2. Основная часть.
Беседа.
- (пробел) Сегодня мы продолжим говорить о весне.
- Как можно сказать про весну. Какая она? (Весна тёплая, дружная, красивая, долгожданная.)
- Ребята, скажите пожалуйста, после какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы.)
- Какие весенние месяцы вы знаете? ( Весенние месяцы: март, апрель, май.)
- (слайд 2) По какому первому признаку можно понять, что пришла весна? (Ярко светит и греет солнце).
- Конечно, первый признак весны – это ярко светит и пригревает солнце.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Упражнение «Подбери признак для солнышка».
- Послушайте стихотворение.
- Доброе утро! – птицы запели.
- Доброе утро, вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.
- Скажите, пожалуйста, какие у солнца дела? (Согреть землю, чтобы трава росла, появились листочки на деревьях.)
- Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Солнышко ясное, лучистое, яркое, теплое, нежное, румяное, золотое, веселое, ласковое, красивое, добре, светлое.) Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло».
- С помощью каких слов можно рассказать о небе, на котором светит солнце? (Небо голубое, ясное, безоблачное, высокое.)
- (слайд 3) А если на небе нет солнца? (Тогда небо хмурое, пасмурное, грустное, серое.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Продолжение беседы.
- (слайд 4) Ребята, какой второй признак весны? (На деревьях набухают почки.)
- Правильно, на ветках начинают набухать почки и из них появляются что? (пробел) (Новые листочки.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра с мячом «Продолжи предложение».
На дереве гнездо, а на деревьях … гнёзда.
На ветке сук, а на ветках …сучья.
На дворе дерево, а в лесу… деревья.
У дерева ствол, а у деревьев … стволы.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Продолжение беседы.
- (слайды 5-7) Какой третий признак весны? (Прилетают перелётные птицы.)
- Правильно, прилетают перелетные птицы. Назовите, какие птицы прилетают к нам весной? (Весной прилетают грачи. … скворцы. … жаворонки. … дрозды. … журавли. … соловьи. … ласточки. … кукушки.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Координация речи с движением. (слайд 8-пустой)
Раз и два
Делают 2 хлопка.
Звенят капели.
Дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Три-четыре –
Делают 2 хлопка.
Мы запели.
2 раза прижимают ладони к груди.
Пять и шесть –
Делают 2 хлопка.
Летят скворцы,
К нам летят гонцы весны.
Взмахивают кистями рук.
Семь и восемь –
Делают 2 хлопка.
Песни льются.
Вытягивают руки вперёд.
Девять-десять –
Делают 2 хлопка.
Все смеются.
Поднимают руки вверх.
- (пробел) Обрадовались солнцу и звери лесные. Некоторые из них проснулись от зимней спячки. Кто проснулся? (Проснулся медведь.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Продолжение беседы.
- (слайд 9) Ребята, посмотрите: солнышко стало пригревать, снег начал таять, появились проталины, а на них выросли первые цветы. Как они называются? (Подснежники.)
- Ребята, это пятый признак весны - начинают расти первые цветы.
- (слайд 10) Как называются цветы, которые растут в лесу? (Цветы, которые растут в лесу, называются лесные.)
- (слайд 11) Как называются цветы, которые растут в поле? (Цветы, растущие в поле, называются полевые.)
- Ребята, как вы считаете, нужно ли рвать цветы и почему? (Дети отвечают.)
- Цветы рвать не надо. Если цветок сорвёшь, он погибнет. Пусть цветы радуют всех красотой и весной, и летом. (слайд 12-пустой)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Массаж рук и ног.
Поутру надел на ножки
Дождь хрустальные сапожки.
Легко «пробегают» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.
Где наступит сапожок –
Там раскроется цветок.
Похлопывают ладонью.
От дождя травинки
Расправляют спинки.
Поглаживают ладонью.
При повторении дети выполняют массаж правой руки, затем бёдер, делая движения обеими руками. Все движения идут от периферии к центру.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Рассказ про весну. (пробел)
- Послушайте рассказ про весну.
«Наступила весна. Солнце пригревает сильнее. Тает снег, появляются проталины, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки. Из – под снега прорастают подснежники. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран и вьют гнезда. Люди снимают шубы, надевают куртки и плащи».
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра с мячом.
- Вставайте в кружок, я проверю, как хорошо вы знаете, чем отличается зима от весны. Я вам буду бросать мяч и говорить, что бывает зимой, а вы отвечаете, что бывает весной и бросаете мне мяч обратно.
Зима ушла, а весна … пришла.
Зимой медведь спит, а весной …просыпается.
Зима холодная, а весна - … теплая.
Зимой идет снег, а весной… дождь.
Зимой сугробы высокие, а весной - … низкие.
Зимой надевают шубы, а весной … куртки.
Далее дети рассказывают о весне по цепочке.
(слайд 13-пустой)
3. Заключительная часть.
Игра с мячом.
- О чём можно сказать «весенний»? (Весенний ручей. Весенний дождь. Весенний день.)
- О чём можно сказать «весенняя»? (Весенняя капель. Весенняя проталинка. Весенняя река.)
- О чём можно сказать «весеннее»? (Весеннее облако. Весеннее настроение. Весеннее солнце. Весеннее небо. Весеннее утро.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что сегодня делали … .