Марина Лобастова
НОД №2 для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Тема «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать навык рассказывания по теме;
-формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи.
Коррекционные:
-актуализировать и активизировать словарь;
-упражнять в подборе родственных слов;
-учить распространять предложения прилагательными;
-развивать моторику рук, внимание, память, общие речевые навыки.
Воспитательные:
-воспитывать умение видеть и понимать красоту природы.
Оборудование: презентация, аудиозапись «вьюга», портреты снеговиков и карандаши по количеству детей.
Публикация «НОД №2 для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста, Тема „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход НОД
1. Организационный момент: настрой на НОД
Логопед. Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза, расслабиться и повторять за мной формулу: «Я спокоен… Я уверен в себе… Я говорю чётко и свободно… Мою речь приятно слышать… Я забываю старую речь…» Глубоко вдохните… Руки прижмите к груди… Выдохните, откройте глаза и улыбнитесь!
2. Основная часть:
Логопед. Послушайте сказку.
«Давным-давно потеряли люди слово, забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки-слова. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными».
-Ребята, помогите мне найти родственные слова к моему слову. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечайте. Как называется одежда, которую мы носим зимой? (Зимняя.) Какие птицы не улетают в тёплые края, а остаются зимовать? Назовите их одним словом. (Зимующие.) Зверь в лесу пережил зиму. Значит, что он сделал? (Перезимовал.) Если хлеб посеяли поздней осенью, под зиму, то какой он? (Озимый.) Как ласково назовём «зиму»? (Зимушка.)
-От какого слова родились слова зимняя, зимующие, озимый, перезимовал, зимушка? (Эти слова родились от слова зима.)
-Слово зима – главное. Ребята, теперь вы поняли, что такое родственные слова?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Подберите слова – «родственники» к слову «мороз»
Дети. Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко.
Если задание вызывает затруднение, логопед помогает детям вопросами.
Логопед. Как назовём сильный мороз? (Морозище.) Как ласково назовём мороз? (Морозец.) Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозить.) Если мороз сильный, то нос можно … (отморозить). Как зовут сказочного героя? (Морозко.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Самомассаж лица «Ты, мороз …».
Ты, мороз, мороз, мороз,
(Дети поглаживают лоб ладонями.)
Не показывай свой нос!
(Растирают нос.)
Уходи скорей домой,
(Растирают щёки ладонями.)
Вьюгу уноси с собой.
(Растирают носогубный треугольник.)
С. Константинова
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Вьюга»
-Ребята, послушайте, кажется к нам пожаловала сама вьюга (слайд 1). Слышите, как она воет? Давайте спросим её, где она была ночью.
-Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где была ты ночью, ну-ка?
-Я по всем дворам крутила,
Я деревьям шубы шила,
Разодела их в меха.
И мороз им – чепуха!
-Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Что творила утром, ну-ка?
-Вдоль по улицам бродила.
Все заборы побелила.
-Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где ты днём кружила, ну-ка?
Шапки днём с людей срывала.
Снег за воротник бросала …
Чтоб вокруг красиво стало,
Небо я с землей смешала!
-Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Вечерком где будешь, ну-ка?
-Что за вечер накружу,
Завтра утром расскажу!
Г. Герасимов
-Что делала вьюга ночью, утром, днём?
-Объясните, как вьюга шила деревьям шубы? Белила заборы? Смешала небо с землёй?
- Какая вьюга? (Вьюга холодная, белая, злая, сильная)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Расслабляющие упражнения «Зимний лес»
Логопед. Давайте отправимся в зимний лес. На чём лучше туда попасть? (На лыжах.) Наденьте лыжный костюм, встаньте на лыжи. Поехали (имитация движений).
Остановитесь. Выберите ровную дорожку.
Для шеи
Поверните голову влево, вправо, вытяните вперёд. Повторить 3 раза.
Шёл снег, все наезженные дорожки в лесу занесло. Что делать?
Для плечевого пояса
Поднимите сначала левое плечо к уху, опустите. Затем правое.
Поднимите оба плеча, опустите, расслабьтесь. Повторить 3 раза.
Попробуйте сами проложить дорогу.
Для рук
Руки сожмите в кулачки (удерживайте палки, напрягите (синхронное движение кулачков вверх-вниз (оттолкнитесь).
Вот горка. Спуститесь вниз.
Для ног и рук
Прижмите локти к бокам, ладони зажмите в кулачки, слегка присесть, напрячь руки и ноги. Выпрямите их – расслабьте. Повторить 3 раза.
Приехали в зимний лес. Тяжело ехать по бездорожью. Вы устали. Нужно отдохнуть.
Релаксация
Сядьте на пенёк. Тихо в лесу. Только слышно, как где-то далеко стрекочет сорока да дятел стучит по дереву. Воздух чист и свеж. Сделайте плавные вдох и выдох (2 раза).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Давайте составим рассказ о зиме, опираясь на вопросы и схему.
-(пробел) Какое время года наступило? (Наступила зима.)
-Назовём зимние месяцы. ( Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.)
-Зимой холодно или тепло? (Зимой холодно.)
-(пробел) Как одеваются взрослые и дети? (Взрослые и дети одеваются тепло.)
-(пробел) Что покрывает землю и деревья? (Землю и деревья покрывает снег.)
-Какой снег покрывает землю? (Землю покрывает белый, пушистый, холодный, искристый снег.)
-(пробел) Что дует зимой? (Дует ветер.)
-Какой ветер дует? (Дует холодный сильный ветер.)
-А что ещё бывает? (Бывает вьюга.)
-(пробел) Чем можно заниматься зимой? (Зимой можно кататься на коньках, лыжах и санках. Можно лепить снеговиков и играть в снежки.)
- Зима – любимое время года для вас?
3. Заключительная часть.
Логопед. Вот и закончилось занятие. Что вам понравилось на занятии? … Что было трудно? (Спросить всех детей.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- Отгадайте загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик.)
- Оцените свою работу с помощью портретов Снеговиков: дорисуйте рот (улыбка, перевёрнутая улыбка, чёрточка).