михайленко ольга
Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников».
«Свобода, радость и успешность - художественное экспериментирование»
И. А. Лыкова
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей.
Во время работы у детей возникают различные затруднения:
• Не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности.
• Не хватает уверенности в себе, воображения, в проявлении творчества, самостоятельности, плохо развита моторика рук. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами.
• У детей появляется растерянность при использовании способов нестандартного творчества
и экспериментирования с материалами.
• Большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца.
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
Работа с различными материалами, в различных нетрадиционных техниках :
• Расширяет возможности ребенка;
• Развивает художественное воображение, чувства цвета, образное мышление, творческие способности;
• Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
• Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.
• Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка и др.
Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?
• Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», а являются скорее экспериментальными.
• Во вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.
Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые можно использовать в работе с детьми.
• Рваная (обрывная) аппликация (с мл. гр.) Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
• Объемная аппликация (со ср. гр.) - предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.
• Накладная аппликация (со ср. гр.) - эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
• Модульная аппликация (мозаика). (с мл. гр.) Техника, при которой образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
• Квиллинг (бумагокручение) (со стар. гр.) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
• Торцевание (со стар. гр.) - интересная техника работы с бумагой, когда с помощью палочки (трубочки-торцовочки) и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку,объёмные картинки. Существуют несколько видов торцевания на бумаге: объемное, контурное, многослойное и плоскостное.
• Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - это техника и вид изобразительного искусства, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре (фотографии, глянцевые журналы, бумага разных фактур, ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, растения, металл и многое др.). Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.
• Аппликация из салфеток (с мл. гр.) - это способ выполнения разных поделок из салфеток. Такой вид творчества дает возможность создавать шедевры без ножниц; развивает мелкую моторику рук. Существуют несколько способов работы с салфетками: комкование, скручивание жгутиков, многослойное вырезание, обрывная аппликация.
• Аппликация 3D (стар. возр.) Трёхмерная графика 3D предназначена для изображения объёмных объектов. Трёхмерная графика – это виртуальное, воображаемое трёхмерное пространство, которое отображается на плоской, двухмерной поверхности дисплея или листа бумаги.
Суть изображения 3D : мы видим несколько слоев, наложенных друг на друга в определенной последовательности, существующие сами по себе и созданные отдельно друг от друга.
Но все-таки изображения в 3D – это не полный объем объекта в 360 градусов. И даже не полуобъемное изображение предмета – это всего лишь иллюзия предмета, изображенного с помощью нескольких ограниченных плоскостей.
• Аппликация из ткани и ниток, ваты, ватных дисков и тополиного пуха, поролона, пуговиц, конфетти, круп и семян, макарон, осенних листьев, песка или соли, яичной скорлупы, и др. Эти виды аппликаций очень интересны детям, они выполняются из разных материалов с младшего возраста, в зависимости от навыков детей.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, внимания, усидчивости, творчества и фантазии, изобразительных навыков и умений, доставляя детям большую радость и удовольствие.
Желаю, Вам, творческих успехов!