Елена Мумбер
Методическая разработка «Мастерилка. Нетрадиционные виды детского творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка. Представленная вашему вниманию методика разрабатывалась и реализовывалась на практике в течение нескольких лет. Сначала, во время отпуска - со своим ребенком (поэтому на слайдах много фотографий одного ребенка, для наглядного примера того, о чем идет речь, после выхода на работу - с группой детей в ДОУ. Занятия по некоторым видам творчества (плоскостная лепка, некоторые виды аппликаций, работа с природным и бросовым материалом и т. д. начали с детьми двух лет, в первой мл. группе- как результат (почти через два года систематической работы) у детей хорошо развита мелкая моторика, отличные показатели на занятиях по художественному творчеству, активный интерес к прикладному творчеству.
Публикация «Методическая разработка „Мастерилка, Нетрадиционные виды детского творчества“» размещена в разделах
Мастерилка.
Творческие способности есть у каждого ребенка и значение развития этих способностей у детей с самого раннего возраста переоценить невозможно. И этому есть множество причин: в современном обществе компьютеры, планшеты, смартфоны, говорящие книжки и игрушки и несметное количество разнообразных гаджетов, полезных и не очень, окружают человека с самого раннего детства. Ребенок, едва научившись сидеть, может включить мамин телефон или поиграть в игру на планшете… прогресс бесспорно замечательная вещь… но не лишаем ли мы ребенка полноценного ДЕТСТВА, заменяя радость созидания, творческого поиска, незабываемых моментов создания чего – то красивого своими руками бездушными сенсорными экранами!
«Детское художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития его воображения, эмоционально – эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.» - утверждал Л. С. Выготский. Также развитие творческих способностей улучшает тонкую моторику пальчиков и активирует при этом соответствующие мозговые центры, а вместе с ними и соседние отделы мозга, отвечающие за развитие речи.
По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Дошкольный возраст является яркой, неповторимой страницей в жизни человека. Именно в этот период начинается процесс социализации ребенка, устанавливается связь человека со сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному.
«Век живи – век учись» - взрослым важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Поддержать стремление ребенка к познанию мира и созиданию, предложить маленькому исследователю новые формы творческой деятельности, вместе осваивать необычные приемы в рисовании, лепке, аппликации… использовать нестандартные материалы для прикладной деятельности, чтобы развивать логическое, образное и пространственное мышление, концентрацию внимания, умение доводить начатое до конца, поддерживать интерес к созданию маленьких шедевров. Все это дает толчок развитию как творческого потенциала ребенка, так и развитию личности в целом.
Предлагаемые далее формы работы подходят для широкой возрастной группы, так как степень самостоятельной деятельности ребенка в том или ином виде творчества может варьироваться от навыков и умений, возрастных особенностей, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Например, если речь идет об аппликации из пайеток, ребенок двух лет может самостоятельно нанести клей на шаблон и приклеить блестящие кружочки, ребенок старшего возраста может самостоятельно нарисовать и раскрасить картинку, на которую будут приклеиваться элементы мозаики, может распределить их по цветам, форме, размеру и т. д. Подобный принцип усложнения заданий от частичного выполнения работы до полной самостоятельности действует во всех творческих заданиях.
Рассмотрим основные виды творческой деятельности (аппликацию, лепку, рисование) и различные виды реализации работ, использование нетрадиционных техник и материалов.
Аппликация.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения. Аппликация способствует развитию математических способностей, изучению простейших геометрических форм, дети получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.
Виды аппликаций :
• Геометрическая
• Силуэтная
• Обрывная
• Из ткани
• Из бросовых материалов (ваты, пуговиц, бусинок, крышек, ниток и т. д.)
• Из природных материалов (листьев, шишек, перьев, круп и зерен и т. д)
• Объемная
• Фактурная
• Аппликация из пайеток
• Модульная аппликация
В процессе работы нестандартными могут быть как приемы работы, так и материалы, из которых работа изготавливается. Мятые салфетки, для придания объемности, раскрашенная при помощи гуаши и зубной щетки (вилки) бумага придает фактурность создаваемому образу, пайетки и бусины добавляют яркости и праздничности готовой работе. В процессе творчества ребенок сам может придумывать детали исполнения, что то добавлять в зависимости от настроения и фантазии.
Лепка
Дети очень любят лепить, используя для этого имеющиеся под рукой материалы – от песка на детской площадке до теста на мамины пирожки.
Когда ребенок разминает материал для лепки в руках, создает из него разные детали, скрепляет их друг с другом, примазывает, вытягивает и расплющивает – развивается мелкая моторика рук, что влияет непосредственно на развитие речи, память, логическое мышление и координацию движений. Ребенок, концентрируясь на своем занятий, учится терпению и усидчивости. Также занятие лепкой связано с гаммой тактильных ощущений: восприятия цвета, запаха, фактуры и температуры материала. Лепка также помогает усваивать ребенку понятия цвета, формы, размера предметов, учит отображать окружающий мир через призму своего личностного восприятия, развивает фантазию и воображение. Помимо основных моторных навыков лепка развивает аккуратность и целеустремленность, тренирует зрительное восприятие.
Виды лепки :
• Объемная
• На плоскости
• Из соленого теста
• С использованием бросового материала
• С использованием природных материалов
• Лепка с использованием шаблонов и трафаретов
• Пластелинография (создание сюжетных картин на плоскости с объемными элементами).
Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша. Когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что способствует развитию внимания и саморегуляции.
Рисование
Не секрет, что рисовать любят все маленькие дети - малевать кляксы и каракули красками, карандашами, фломастерами и мелом на асфальте. Так как далеко не все дети обладают в раннем возрасте навыками владения кистью и карандашом (правильно держать, соблюдать наклон и т. д.) нетрадиционные техники имеют ряд преимуществ: больше привлекают внимание маленьких непосед своей необычностью. Работа над созданием рисунка не является сложной, поэтому дети с удовольствием выполняют ее, приобретая в процессе творчества множество навыков и положительных эмоций, ведь результат всегда превосходит ожидания малыша. Каждое занятие превращается в познавательную игру, дети чувствуют свободу для самовыражения и радость от положительных результатов.
Техники рисования
1. Рисование пальцами и ладошками
2. Рисование трафаретами и шаблонами (катонными цилиндрами, листьями, бутылочками и т. д.)
3. Кляксография (выдувание узоров трубочками от коктейлей)
4. Рисование ватными палочками
5. Рисование поролоновыми губками
6. Штампование фруктами и овощами
7. Узоры пластиковыми пакетиками или файлами
8. Рисование расческой и вилкой
9. Рисование мелом и солью
10. Рисование песком
11. Граттаж
Нетрадиционные техники рисования популярны во всем мире, с их помощью можно раскрыть таланты детей и сделать обучение более ярким и увлекательным.
Список используемой литературы:
1. Бернадот Куксар чем попало (в четырех томах) изд. Пчелка, 2015
2. Г. Н. Давыдова «Пластелинография» изд. Скрипторий,2015
3. Г. Н. Давыдова «Бумагопластика», изд. Скрипторий,2007
4. Московка О. С. «Пластилин в картинках» изд. Карапуз, 2015
5. Е. Румянцева «Пластилин. Простые поделки».изд. Айрис –пресс,2015
6. Е. Янушко «Пластилин и тесто» изд. Эксмо,2014
7. И. Новикова «Объемные фигурки и игрушки» изд. Астрель, 2011