Юлия В Боголюбская
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Существует несколько подходов развития мелкой моторики рук у дошкольников.
Первый подход - основан на создании вокруг ребёнка специальной развивающей среды. Этот подход активно использовала М. Монтессори [31]. Второй подход - развитие мелкой моторики в процессе игровой и продуктивной деятельности. Это может быть театральная, художественная
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
деятельность, оригами, бисероплетение, конструирование.
Третий подход опирается прежде всего, непосредственно на пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
Четвёртый подход – в большей степени вписывается в рамки подготовки к школе и более актуален для детей старшего дошкольного и предшкольного возраста. Он может объединять различные элементы вышеописанных 3 подходов, но при этом в рамках этого подхода используются формы занятий, похожие на школьные.
Пятый, нейропсихологический подход - ребёнку дают специальные упражнения, направленные на развитие дефицитарных функций. При этом в рамках развития мелкой моторики производится так же коррекция других психических функций.
В последнее время появился интерес к применению техник нетрадиционного рисования среди дошкольников.
Средства нетрадиционного рисования включают в себя самые разные способы получения изображения: пальчиковые краски, растирание мела, рисование губкой, подкрашенной мыльной пеной, деятельность с использованием природных материалов, обрывание бумаги, в старшем возрасте можно использовать такие техники, как кляксография, монотипия, рисование с помощью подручных средств – ниток, верёвочек.
Т. Б. Байназарова и А. Д. Сыздыкбаева советуют применять в среднем дошкольном возрасте такие методы, как: оттиск отпечатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
Е. В. Величко описывает ряд художественных техник, применимых во время прогулок – рисование ногами на мокром асфальте, рисование бутылочкой-брызгалкой, поливка нарисованных на асфальте цветов, рисование водой с помощью пульверизатора и трафарета, граффити и т. д. Такие виды рисования оказывают ещё и закаливающее воздействие.
Как указывает С. В. Найдун, художественная деятельность является синтетической и сочетает в себе особенности зрительного восприятия, моторной координации, речи, мышления, памяти. И именно в этом заключается особая ценность художественной деятельности при развитии моторных функций у детей с ЗПР.
Ещё одним преимуществом является многовариантность техник. Дети пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, с помощью природного материала (листьев
деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети
познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.
При этом идёт освоение новых движений, новых тактильных ощущений.
Необычность рисования даёт толчок к развитию воображения, а воображение в свою очередь повышает мотивацию к деятельности.
Таким образом, проанализировав техники нетрадиционного рисования мы приходим к выводу, что именно нетрадиционные художественные техники имеют особое значение для коррекционной работы среди детей с ЗПР.
Техники нетрадиционного рисования развивают зрительный гнозис, дают возможность использовать самые разнообразные техники и различные виды моторной деятельности, формируют целеполагание и планирование.