Айсина Эльвира Ильдусовна
Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Нетрадиционные техники аппликации
как способ развития мелкой моторики дошкольников
В век развитых технологий – роботов, компьютеров, айфонов, смартфонов, мобильников, телевизоров, необходимость движения постепенно отходит на второй план. Современный образ жизни наиболее негативно отражается на развитии и здоровье наших детей, почти лишенных возможности полноценно двигаться и развиваться.
Публикация «Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В результате этого, как показывает практика, в детский сад дети поступают без необходимых жизненных умений и навыков: не умеют расстегивать и застегивать пуговицы, во время еды плохо держат ложку, с трудом работают кистью, карандашом, ножницами. Как утверждают воспитатели, у многих детей, поступивших в ДОУ, плохо развита речь и, как результат, мышление. Доказано, что одним из решений возникших проблем является формирование у детей мелкой моторики рук.
Актуальность проблемы отражена в ФГОС ДОО и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования словами: «У ребенка развита мелкая моторика» [5].
Итак, что такое мелкая моторика и почему именно с ней связывают развитие психических процессов ребенка?
Мелкой моторикой рук называются точные движения кистей и пальцев, в результате работы тонких мышц. Другими словами, это ловкое и точное манипулирование небольшими предметами с помощью пальцев и кистей рук.
Исследованиями связи развития моторики и психических функций мозга занимались великие физиологи И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов еще в начале ХХ века. Проблема раскрывается в трудах основоположников психологии Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. Много ясности внесли исследования детской речи М. М. Кольцовой, зарубежных ученых Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагогических деятелей – М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, Ю. А. Соколовой.
Еще с грудного возраста, хватая и ощупывая предметы, через тактильное восприятие ребенок начинает познавать окружающий мир. По высказыванию Л. С. Выготского, все функции психики в этом возрасте формируются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» [2].
Первое научное доказательство влияния движений рук на развитие языка привел Иван Михайлович Сеченов. Он отметил, что мелкая моторика не наследуется, а возникает в процессе взросления, как результат образования ассоциаций между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями и взаимодействия с окружающей средой. При этом образуются новые нейронные связи, обогащается словарный запас ребенка новыми словами, новыми знаниями и умениями, связанными с этими действиями, а при повторении формируются жизненно важные навыки.
Физиологи выяснили, что центры восприятия речи и тактильных ощущений находятся в коре головного мозга очень близко, по соседству. При активизации одного из них включается и активизируется другой центр. Талантливый русский ученый физиолог, основатель психоневрологии В. М. Бехтерев считал, что «простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка» [1].
М. М. Кольцова отметила, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией» [3].
Доказано, что уже к 6-7 годам заканчивается формирование соответствующих зон головного мозга, развитие мышц кисти. Поэтому работу над развитием тонкой моторики надо начинать с самого раннего возраста.
Знаменитый советский педагог В. А Сухомлинский писал об этом: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [4].
Каким способом можно добиться эффективного развития мелкой моторики детей в условиях ДОУ?
Каждый ребенок – это настоящий творец! Детям нравится лепить, рисовать, конструировать, плести, вязать. Дошкольники с удовольствием делают аппликации, радующие их своими яркими цветами и возможностью поработать ножницами.
Какой вид работы наиболее эффективен для эффективного развития мелкой моторики детей?
Любой продуктивный вид деятельности, аппликация, в том числе – это работа рук, пальцев ребенка. Насколько будет активной эта работа зависит от мотива, то есть от побуждения к ней. Применение разнообразных материалов, новых техник помогает оживить и активизировать занятия и вызывает желание у детей трудиться, получить новый и интересный результат.
Аппликацией чаще всего называется один из способов работы с бумагой, когда вырезанные из цветной бумаги детали наклеиваются на готовый фон. Бумага – доступный и дешевый материал, поэтому и работа с ней начинается с раннего возраста.
Аппликация – это не только работа с бумагой. Вместо бумаги можно использовать практически любой материал: пластилин, соломку, салфетки бумажные, дерево, пуговицы, бисер, семена, ткань, крупы, вату и многое другое, на что хватит фантазии. Такие разновидности выполнения аппликации называются нетрадиционными техниками. Именно они повышают неподдельный интерес к занятиям, желание детей получить результат из нового материала. Такие способы создания оригинальной объемной открытки, картины, в котором должна быть гармония цвета и сюжета, заставляют ребенка думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Наиболее эффективными для развития мелкой моторики дошкольников является аппликация из мелкого материала, таких как крупы, семена, бисер. Такой способ подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Для аппликации можно взять любые крупы: пшено, рис, гречку. Для наклеивания используется клей ПВА или пластилин. На плотной бумаге карандашом выполняется контур (силуэт) предмета, который заполняется и наклеивается крупой. После этого работу надо положить под пресс. Чтобы фигура из крупы получилась аккуратной и точной, детям приходится каждую крупинку выбирать и пальчиками расположить на определенное место. При этом работают пальцы ребенка, вовлекаются в процесс тонкие мышцы рук, развиваются ловкость и точность движений. Работа кропотливая и трудоемкая, но очень увлекательная.
Аппликация из гороха, можно называть и мозаикой, выполняется из половинок недробленого гороха. При этом сначала детям надо выбрать половинки из общей массы. Горох клеится с помощью ПВА, можно использовать и пластилин. В конце работу надо положить под пресс до полного высыхания. Фигуру из гороха можно раскрасить гуашью, красками.
Аппликацию можно делать из фасоли. Перед работой необходимо отобрать целые фасолинки одинакового размера. Используется клей ПВА. Во время приклеивания фасоль надо хорошо прижать к бумаге. Работы будут цветными, красочными, если фасоль покрасить гуашью.
Эффективным способом развития мелкой моторики считается аппликация из комочков бумаги. Сначала из тонкой цветной бумаги скатываются небольшие комочки, шарики. При этом работают обе руки, происходит непроизвольный массаж мышц рук. Кроме того, чем мельче комочки, тем сложнее они скатываются. Именно поэтому к работе подключаются все 10 пальцев ребенка. Комочки скатываются из заранее приготовленных одинаковых кусков бумаги, чтобы и шарики получились одинакового размера. Они приклеиваются плотно друг к другу с помощью ПВА. Работы получаются объемные и яркие. Таким же образом выполняется аппликация из шариков фольги.
В журнальных публикациях, в интернете можно найти много примеров различных видов аппликаций из нетрадиционного материала. Такое оригинальное решение развивает детскую фантазию, воображение, повышает эмоциональный настрой детей. Во время свободного творческого процесса появляется возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Эти занятия снимают детские страхи, дарят детям новую широкую гамму ощущений.
И, самое главное, в процессе творческой работы, действий с мелкими предметами, происходит естественный массаж активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук. Движения кистей рук становятся точными и быстрыми, что оказывает положительное влияние на развитие основных психических процессов.
Таким образом, применение нетрадиционных техник аппликации не только активизирует и организует детей, но и эффективно влияет на развитие тонкой моторики рук.
Аппликация имеет множество положительных функций, не только как средство развития мелкой моторики, но и как средство развития творчества, внимания, памяти и мышления, что показывает неоценимую пользу и универсальность данной технологии.
Список использованных источников
1. Бехтерев, В. М. Мозг и его деятельность / под ред. А. В. Гервера. — Москва : Гос. изд-во, 1928. — 327 с.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. / Л. С. Выготский. Собр. соч. В 6 т. – Москва, 2016.- 156 с.
3. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребёнка. / М. М. Кольцова. - Москва: Педагогика, 2014.- 66с
4. Сухомлинский, В. А. О воспитании -Москва: Политическая литература, 1982 – с. 270
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2013.