Приложение МААМ

Нетрадиционные техники рисования как способ развития креативного мышления на уроках изобразительного искусства

Пахомова Екатерина Сергеевна
Нетрадиционные техники рисования как способ развития креативного мышления на уроках изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Ниткография

Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo»«пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи. То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».

Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования как способ развития креативного мышления на уроках изобразительного искусства» размещена в разделах

Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.

Задачи:

- учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;

- развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;

- привить художественные навыки и эстетический вкус.

Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Ниткография, доступно детям с 3-х летнего возраста. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.

Оборудование: Для работы потребуется: гуашь или акварель, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10, пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования, карандаши или фломастеры для дорисовки.

Ниткография, выполнение поэтапно:

«Ниткопись», доступный для маленьких детей метод ниткографии.

Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.

1. Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.

2. Опустите нить в краску любого цвета.

3. Положите нить на листок бумаги.

4. Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа.

5. Поводите нитью в любом направлении.

6. Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).

7. Уберите нить с краской.

8. Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

Ниткография одна из разновидностей графической техники, при которой изображение, получается, из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа. Путём ниткографии можно создавать одинарные и двойные изображения.

Техника ниткографии предусматривает и создание изображений одновременно несколькими покрашенными в разный цвет нитками, которые накладываются одна на одну в произвольном порядке. При этом нужно учитывать гармоничное сочетание цветов.

Технику ниткографии можно использовать при изготовлении поздравительных открыток, сюжетных композиций, панно. Ниткография содействует развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

Монотипия

Монотипия (от греч. «моно» - один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.) – это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Отпечаток получается только один, и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Акварель и гуашь лучше всего подходят для детского творчества. Если акварель не разводить слишком сильно водой и использовать акварельную бумагу, получится очень красиво. Масляные краски подходят, в основном, профессионалам.

Цель: познакомить детей школьного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Как сделать монотипию

Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.

1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке, а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.

2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т. д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.

Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии : она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

После этого полученные изображения либо оставляют в первоначальном виде, либо придумывают, на что они похожи, и дорисовывают недостающие детали. Поэтому это занятие развивает у детей творческого воображения.

Монотипия в плане техники очень проста, и её могут освоить даже дети школьного возраста – главное тут разбудить воображение ребёнка и обрать рисование в занимательную игру. При этом можно чередовать два задания: угадать, на что похожа клякса, и дорисовать недостающие детали (уши и хобот слона, молнии и дождь из тучи, кроны деревьев и многое другое, или сделать так, чтобы получилось что-то предсказуемое (к примеру, сложенный пополам лист из двух вертикальных пятен зеркально преобразует целую бабочку). И простор для деятельности ничем не ограничен – потому как на самом деле трудно предугадать, что получится в результате: жёлтый лес или банановая гроздь, радуга или перепутанный клубок разноцветных ниток. Другими словами, всё как в песне: «сделать хотел грозу, а получил козу»

Техника рисования “набрызг”

Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей.

Задачи:

- Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг.

- Развивать творческое мышление и воображение,

- Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

Вам понадобится: картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш.

Разрезаем лист картона формата А4 на 8 частей.

Цель методической разработки:

оказание методической помощи педагогам в выборе нетрадиционных, доступных и эффективных техник рисования, способствующих творческому развитию детей.

Задачи:

• выделить и дать описание возможным видам рисования зубной щеткой, стекой;

• определить различные варианты применения данных техник рисования;

• выработать методические советы и рекомендации по использованию предлагаемых изобразительных техник рисования.

Материалы и оборудование:

• акварельные и гуашевые краски, бумага, палитра, вода;

• зубные щетки, стеки, плоские палочки, карандаши, пластиковые линейки или расчески;

• засушенные листочки, цветы и травинки, трафареты, шаблоны;

• клеенка, фартук, нарукавники.

Преимущества нетрадиционных техник рисования зубной щеткой :

техники просты для освоения;

• позволяют достичь положительных результатов при рисовании;

способствуют развитию творчества у детей дошкольного возраста.

• для рисования используются доступные подручные материалы;

Техника рисования “набрызг”

Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовольствие детям. Для рисования в технике “набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Этапы работы в технике “набрызг” :

• Смочить щетку водой.

• Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.

• Набрать немного краски на зубную щетку.

• Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.

• Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.

• Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла. При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

Техника рисования “набрызгом” позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.

Варианты применения техники рисования “набрызгом” :

• при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев, животных, птиц, рыб;

• при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба;

• для изображения листьев, кроны деревьев, цветов;

• Для изготовления фона для аппликации.

При помощи набрызгивания зубной щеткой можно рисовать рисунки при помощи шаблона или трафарета. Трафарет (шаблон) выкладывается на лист бумаги и сверху наносится “набрызгом” краска. После этого следует аккуратно убрать трафарет. На листе бумаге останется четкая тень. Используя трафареты, можно выполнить изображения деревьев, самых разнообразных животных и нарисовать.

Граттаж

Граттаж или граттография (от фр. Gratter — скрести, царапать) – графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Суть этой техники в рисовании по восковой прокладке – в процарапывании. Нанесите цветной фон акварелью и подсушите бумагу. Затем весь фон затирается воском. Нальем в чашечку черную гуашь (можно добавить немного шампуня и перемешать). Теперь покроем этой смесью парафиновый лист. Возьмем заточенную палочку, процарапываем рисунок.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

- поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

- лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших школьников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Цель: знакомство с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми.

Задачи:

- развивать творческие способности школьников, художественный вкус, чувство композиции,

- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

- воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: оформление уголка изо - деятельности, интерьера группы.

Материал: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, тушь, губка, вязальный крючок.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Что примечательно, вроде бы многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

Для рисунка берется лист очень плотной бумаги, лучше картона. Его можно оставить белым, тогда процарапанные участки будут белыми, и работа на выходе получится черно-белой. Чаще лист бумаги или картона произвольно окрашивают, особенно это предпочтительнее для новичков. Более опытные художники выполняют предварительный рисунок на бумаге, переводят его на на картон, затем раскрашивают в нужные цвета. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь рисунок будет залит черным цветом.

• Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель. Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа. Это легко проверить на свет — нет ли пропусков.

• Следующий этап после затирки – нанесение черной краски. Это может быть черная тушь, гуашь или черный акрил. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную водичку. Если — гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.

• Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

• Следующий этап – это повторное накладывание того же рисунка, только теперь на черный просохший фон. Нужно обвести рисунок шариковой ручкой. В процессе работы изображение будет передавлено на мягкую восковую поверхность. Убираем листик с обведенным рисунком. В результате на черном фоне появится проступившее изображение. Все должно совпасть и по цвету, и по рисунку. Теперь осталось доцарапать, доскоблить или подправить, нанести еще штрихи, где это нужно. Если же необходимости в предварительном рисунке изначально не было, то можно процарапывать сразу по просохшему черному фону то, что хочется, что задумывалось. Главное, определить, какие части рисунка должны остаться черного цвета.

Инструментом для процарапывания по воску может служить спица, использованный стержень шариковой ручки, скальпель или маникюрная деревянная палочка для обработки ногтей. Поскольку вся процедура довольно грязная, следует застелить стол газетами, закатать рукава, подложить листик бумаги под ту руку, которой вы процарапываете. Периодически аккуратно ссыпайте соскобленный воск на газетку.

Техника раздувания

Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки, ее нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Цель: познакомить с нетрадиционным приемом рисования - раздуванием туши.

Задачи:

- научить получать изображение при помощи туши и трубочки;

- совершенствовать умение работать с сухой кистью;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать аккуратность при работе;

- прививать умение видеть красоту природы.

Материалы: альбомный лист, тушь, трубочка, две кисти, стаканчик с водой, акварельные краски.

Этапы работы

1. Наливаем тушь в крышечку.

2. Берем кисть большего размера и снизу на листе капаем 4-5 капель туши.

3. Немного покачиваем лист из стороны в сторону - клякса расплывается по ширине листа, чтобы в дальнейшем ствол дерева получился не очень тонким.

4. Направляем на получившуюся кляксу трубочку, дуем в нее, чтобы поток воздуха имел направление вверх листа.

5. Затем более интенсивно дуем на каплю, чтобы получился ствол (если тушь быстро впитывается - это зависит от качества бумаги, то добавляем 1-2 капли на ствол). Ствол может получиться один или разделиться на несколько основных ветвей.

6. Чтобы дерево получилось более аккуратным, капаем капельку в те части ветвей, откуда нам хотелось бы, чтобы начиналась следующая веточка. И дуем на каплю, но теперь не сильным потоком воздуха, а более слабым, чтобы удавалось задавать направление движения туши.

7. Добавляем и раздуваем тушь до тех пор, пока рисунок не достигнет желаемого нами результата.

8. Тушь достаточно быстро высыхает, поэтому через 1-2 минуты можно приступать к изображению листвы. Окунаем палец в воду и капаем каплю в краску зеленого цвета. Ждем 10-15 секунд, чтобы вода впиталась в краску. Обмакиваем сухую кисть в краску и рисуем листья на дереве, прижимая кисть вертикально плотно к листу.

9. Не промывая кисть (кисть должна оставаться сухой, капаем воду в желтую краску, и работа выполняется аналогично. Листья получаются разноцветные.

Теперь рисуем не только листья на деревьях, но и опавшую листву. Если на кисти мало краски, то, по ходу работы, добавляем воду в краску.

10. Заключительный этап работы - листва в оранжевом цвете.

Рисование по фольге

Рисунки на фольге – это нестандартная техника рисования. То, что получается в итоге, может послужить прекрасным подарком друзьям и близким или украсить ваш дом

Рисовать на фольге :

- Ребенок познает свойства нового материала для творчества - металлической фольги, научится обращаться в творчестве с этими свойствами,

- Он поймет, что рисовать без красок - это не менее увлекательно, чем с ними. Это разрушит стереотипы, и откроет воображению новую грань изобразительного творчества - создание объемной гравюры.

- Наш урок таит в себе секрет : продавливать фольгу, в соответсвии с задуманными мотивами узоров - это сможет каждый, а вот сможете ли Вы сделать такие интересные выпуклые линии - как на рисунке слева?

Урок рисования : Рисование на фольге - Совёнок

Материалы:

- картон,

- простой карандаш,

- густой клей (желательно в тюбике, застывающий до твердого состояния,

- алюминиевая фольга (а может найдется и цветная,

Этапы работы

Шаг 1.

Берем картон и карандаш - рисуем контурный рисунок будущего шедевра. Стараемся делать рисунок крупным, не мельчим.

Шаг 2 (Вот он - секрет объемности рисунка на фольге).

Густым клеем обводим готовый рисунок по контуру. Можно прямо из тюбика, а можно и кистью. (Если у Вас была возможность приобрести только токсичный клей, то этот шаг лучше взять на себя, сделав перерыв в работе ребенка). Ждем до полного высыхания клея.

Шаг 3.

Накладываем поверх картона с клеевым высохшим рисунком - алюминиевую фольгу. Заворачеваем ее края и углы под заднюю сторону картона. Наконец - можно рисовать! Сначала обведем выпуклые "клеевые" контуры - они стали объемными!

Чтобы рисунок на фольге был более различимым, колоритным, надо сделать следующее: промазать густой черной (или темной цветной) гуашью весь рисунок, а потом не дожидаясь ее высыхания - протереть панно бумажным полотенцем (или ненужной тряпочкой). Эффект будет такой: вся гуашь на плоскости и, тем более, на выпуклых частях, сотрется, а останется как раз в углублениях! Рисунок стал более четким!

Нетрадиционную технику «Рисование по фольге» а так же можно рисовать на фольге. Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т. д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом «передавить» его на фольгу и разукрасить.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования»Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования» Художественное творчество. Как много можно сделать при помощи красок, кисти. Но есть и нетрадиционные техники рисования, которые предполагают.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования»Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования» Доброго дня, друзья! давно не выходила на сайт, так как нахожусь за тысячи км от дома в солнечном Крыму. Надеюсь найти время и показать.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Нетрадиционные техники рисования как один из механизмов развития дошкольника Творчество-это неотъемлемая часть детского развития. В то же время творчество направлено на создание новых,социально значимых результатов.

«Осень». Нетрадиционные техники рисования«Осень». Нетрадиционные техники рисования С нового учебного года начала вести кружок с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик» с использованием различных нетрадиционных.

Осенний лес-нетрадиционные техники рисованияОсенний лес-нетрадиционные техники рисования Такой красивый осенний лес и листопад сможет нарисовать каждый ребёнок. Для этого надо взять два белых листа (лучше А4, так как они потоньше.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования как способ развития креативного мышления на уроках изобразительного искусства
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 13:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники рисования как способ развития креативного мышления на уроках изобразительного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Пахомова Екатерина Сергеевна (УИ 2226128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД