Ерина Ирина
Нетрадиционные средства и техники лепки и аппликации — залог успешного развития мелкой моторики у дошкольников с ТНР
Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. К сожалению, в наши дни, у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Публикация «Нетрадиционные средства и техники лепки и аппликации — залог успешного развития мелкой моторики у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды деятельности, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук. Без сомнения можно сказать о важности художественного творчества (лепка, аппликация) для развития моторики рук. Доказано, что в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, потому что все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи еще и тем, что при их осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Включенность занятий по продуктивной деятельности в лексическую тематику позволяет в работе по той или иной теме опираться также на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей. Это очень помогает достижению главной цели - преодолению общего недоразвития речи у детей. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. На наш взгляд целесообразно проводить специальную работу с помощью нетрадиционных техник. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов изображения объекта, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Обучение детей изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник мы рассматриваем как актуальное и перспективное направление коррекционно-развивающей работы. Работа с нетрадиционными материалами стимулирует положительную мотивацию творческой деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх, боязнь не справиться с процессом. Дети с большим интересом и желанием создают поделки из необычного материала (салфетки, нитки, вата, карандашная стружка, яичная скорлупа и т. д.).
Перспективно-тематическое планирование в логопедической группе для детей с ОНР по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) составлено с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и на основе плана учителя-логопеда. Цель данного перспективного планирования: Способствовать художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию в целом используя нетрадиционные средства художественного творчества. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Задачи:
Закреплять и обобщать лексический материал по темам учителя-логопеда;
Формировать умение использовать в продуктивных видах деятельности нестандартные материалы;
Формировать навыки выполнения аппликации в различных техниках;
Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве и на плоскости, фантазию, воображение, творческие способности, эстетический вкус, развивать чувство формы и композиции;
Развивать аналитико-синтетическое мышление посредством использования алгоритмов выполнения аппликации с использованием нетрадиционных техник;
Воспитывать интерес к ручному труду, аккуратность, самостоятельность, интерес к результатам труда, способность объективно оценивать свои работы и работы товарищей, умение договариваться, работать в коллективе согласованно и дружно.
В рамках перспективного планирования образовательной деятельности по аппликации используются техники : аппликация из природного материала; аппликация из ниток; аппликация из ваты; аппликация из ватных дисков; аппликация из карандашной стружки; аппликация из бумаги; аппликация из скрученных салфеток (жгуты, шарики); объемная аппликация из салфеток; торцевание; симметричная аппликация; обрывная аппликация; аппликации из яичной скорлупы; аппликация из соли; аппликация из ладошек.
В образовательной деятельности по лепке предусмотрена работа с пластилином и соленым тестом. Используются следующие способы лепки : конструктивный; комбинированный способ; рельефная и модульная лепка.
Данное планирование составлено с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Используя в своей работе нетрадиционные средства и техники в области художественно-эстетической деятельности, по результатам диагностики мы видим, что по показателям развития мелкой моторики и речевого развития в целом наблюдается положительная динамика.
Опыт работы показал, что непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином, элементарные опыты с ними позволяют узнать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивается двигательная сфера, совершенствуется ориентировка в пространстве и на плоскости. Мы убеждены, что продуктивная деятельность способствует развитию художественного вкуса и творческих способностей, оптимизирует коррекционное воздействие на развитие мелкой моторики и способствует устранению речевых недостатков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
«Литература»
1. Максимова Е. А. и др. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подг. к шк. – М. : Обруч, 2011.
2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М., 2009.
3. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб. : 2004.