Мария Кудимова
Консультация для родителей «Симптомы нарушения сенсорной интеграции»
▼ Скачать + Заказать документы
Симптомы нарушений сенсорной интеграции
Слуховая сенсорная система:
Гиперчувствительность
— стремление закрывать уши
— не откликается на свое имя и звуки звуки
— предпочтение тихих звуков
— разговор шепотом
— негативная реакция на музыку
— непереносимость бытовых шумов, особенно высоких
Гипочувствительность
—разговаривает сам с собой;
—любит шумные места;
— хлопки в ладоши
—разговаривает сам с собой,
—выполняя задание, часто вслух;
—часто переспрашивает;
— сминание и разрывание бумаги
— эхолалии
—специально хлопает дверью и
—играет с игрушками, которые издают звуки
Зрительная сенсорная система
Гиперчувствительность
— избегание зрительного контакта
— боится яркого света, закрывает глаза
— боязнь большого количества людей
— не любит яркие игрушки
— неподвижный взгляд в одну точку или «сквозь» объект
— стремится к темноте
— не интересуется книгами и изображениями
Гипочувствительность
—затрудняется в различении похожих между собой предметов;
—любит наблюдать за движениями,которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами)
—не видит целую картинку
—с трудом различает цвета, формы и размеры
— вращение пальцами, предметами перед глазами
— рассматривает предметы вблизи от глаз
—ребенок плохо следит за движущимися объектами, путает схожие предметы, а в дальнейшем в школе – схожие буквы
Тактильная сенсорная система
Гиперчувствительность
не любит, когда его обнимают;
не дает причесать, помыть или постричь волосы;
избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов;
негативно реагирует на одежду;
-беспокойство от ярлыков на одежде, изнаночных швов
— болезненные ощущения от малейших царапин
-ходьба на носках
Гипочувствительность
— слабая реакция на боль и холод
— нанесение себе повреждений
— стремление трогать все и всех
— прикосновение к себе (теребит волосы, щелкает пальцами, потирание ладоней, грызение ногтей)
— привязанность к необычным по текстуре вещам
— удовольствие от разрывания бумаги, расслоения ткани, пересыпания круп
—ищет прикосновения,
—плохо чувствует боль или температуру
Вестибулярная сенсорная система
Гиперчувствительнось
—Предпочитает спокойные игры;
—Двигается настороженно;
— Боится высоты, даже если это одна ступенька;
— Непереносимость изменения положения тела в пространстве
—Часто теряет равновесие;
—Не любит качаться на качелях,
— Избегает быстрых или вращательных движений
Гипочувствительность
— Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест;
— Любит качаться на качелях;
— Всегда бегает и прыгает вместо ходьбы;
— Любит быстрые и неожиданные движения
— Взмахи руками
— Прыжки
— Ходьба, бег по кругу
— Балансировка
Проприоцептивная
(мышечно-суставное чувство, управление движениями собственного тела)
Гиперчувствительнось
— малая интенсивность и скованность движений
— неуверенность движений
трудности при удержании позы
— избегание самых обычных физических действий
-недостаточное приложение силы
Гипочувствительность
— гиперактивность и порывистость движений
— избирательное напряжение отдельных мышц и суставов
— застывание в определенной позе
— сильное надавливание на части тела (трение о стену)
— чрезмерное приложение силы
У детей с дисфункцией сенсорной интеграции нарушен процесс полноценного развития.
Чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. У детей с РАС нарушена эта закономерность.
Зная индивидуальные особенности ребенка, мы используем разные виды деятельности в индивидуальной коррекционной работе. Чтобы каждый ребенок стал более успешным необходимо внимательное отношение к сильным и слабым сторонам. Необходимо проводить специальные развивающие мероприятия, направленные на улучшение интеграции между различными сенсорными системами, то есть обеспечить детям возможность получать ощущения различных модальностей.
Одним из видов помощи являются занятия, основанные на идее сенсорной интеграции. Этот метод был разработан Дж. Айрес, и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы еепереработать -что тренируется, то развивается.
Свою работу по использованию приемов сенсорной интеграции я осуществляю по разным направлениям:
- В процессе с дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов
- В ходе упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
- В конструктивной деятельности из различных материалов.
- В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
- В индивидуальной работе по развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
В следующей серии статей более подробно расскажу о том, какие игры, материалы и пособия использую в своей работе у детей с нарушением обработки сенсорной информации.