Чубко Наталья
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики в работе учителя-логопеда
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики с детьми онр
Методы развития мелкой моторики достаточно условно делятся на традиционные и нетрадиционные
©Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание,
Публикация «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
© самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. д.)
© Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);
© Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т. д. ;
© Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём и т. д. ; © Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т. д. ;
© Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т. д. Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также активно их использую. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятсявсе нетрадиционные художественные техники:
простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д; • теневой и пальчиковый театр; • СуДжок терапия; • пескотерапия; • криотерапия; • иглотерапия.
Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с двумя нетрадиционными методами развития мелкой моторики, которые были внедрены в работу, и полюбились не только мне, но и детям.
Это иглотерапия и криотерапия.
. Иглотерапия.
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Естественно о «прокалывании детей» речь не идет.
Иглотерапия проводится с помощью Аппликатора Кузнецова - игольчатый лечебнопрофилактический массажер (иппликатор).
Хорошим стимулятором развития мелкой моторики рук является аппликатор Кузнецова. В основе лечебного воздействия аппликатора лежит принцип точечного массажа и
акупунктуры.
Игольчатый массажёр разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью. Модульная конструкция аппликатора позволяет легко перестраивать их в зависимости от анатомических особенностей и областей, выбранных для воздействия. Аппликатор является очень хорошим стимулятором развития мелкой моторики, который с помощью большого количества иголочек создает мощный поток нервных импульсов, идущих в головной мозг. Противопоказания. Кожа, подвергаемая воздействию игольчатого пластмассового аппликатора, не должна иметь папиллом, бородавок и других образований. Необходимо в мягкой игровой форме познакомить ребенка с игольчатым массажем. Начинаю это знакомство с ладоней, сидя за столом кладу сначала свои, а затем его ладони на аппликатор. Ребенок сам регулирует силу прижатия ладоней таким образом, чтобы чувствовать приятное легкое покалывание и тепло, недопустимо, чтобы он испытывал болезненные ощущения. Как правило, детям нравятся полученные ощущения, и они воспринимают занятия на аппликаторах как веселую игру. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то елееле, то со значительным усилием. Использование не требует специальной подготовки, сам процесс перебирания модулей уже оказывает положительный массажный эффект. Педагог может разнообразить эту деятельность: предложить прошагать по дорожке; на рабочем поле поиграть в кладоискателей (2 шага направо, 3 шага вниз) сочетать с работой в песочнице,
емкости с водой,
искать отдельные модули в сухом бассейне,
использовать как фишки в настольнопечатных играх,
жетоны в соревнованиях,
закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера,
играть в шашки.
Предлагаю вам самостоятельно придумать задания для развития тактильной чувствительности и развития мелкой моторики, используя модули аппликатора. Они расположены перед вами. У вас будет 2-3 минуты на обдумывание и потом, надеюсь, вы придуманные задания озвучите. (Обсуждение заданий
Криотерапия.
Криотерапия дословно это лечение холодом.
Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
КРИОТЕРАПИЯ- ОДНА ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК здоровье сберегающих технологий, заключающаяся в использовании игр со льдом. Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая использует успешно его в лечении и оздоровлении.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов- первоночальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.
ЭТО ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ КАК НА ОБЩЕЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА, ТАК И НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ЧТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
КРИОТЕРАПИЯ ИЛИ КОНТРАСТНАЯ ТЕРАПИЯ- ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДИТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КМСТИ РУК ХОЛОДА И И ТЕПЛА ПОПЕРЕМЕННО
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти вырастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, подаются направленные сигналы в кору головного мозгавследствии чего, лучше развивается двигательная зона.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Криотерапия, как и любые закаливающие мероприятия, проводится по определенной схеме и имеют свои противопоказания.
Криотерапию проводим по следующей схеме. Одна процедура через 1-2 дня в течение месяца.
Воздействие льдом на организм ребенка нужно начинать с 10-15 секунд, постепенно прибавляя время воздействия
Криотерапию провожу в три этапа:
1. Лед высыпаю в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лед( 10-15 сек). Затем разогревают руки в тазу с теплой водой. Снова опускают руки в лед. Криоконтраст проводим три раза. Затем насухо вытираем руки
2. После криоконтраста проводим растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем провожу любую пальчиковую гимнастику
3. Развитие тактильной чувствительности:
-растираем в руках щишки, шарики для массажа. Пробки от пластиковых бутылок. Даю упражнения собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и тд
-развиваем тактильную чувственность с помощью щетки с жестким ворсом
НЕОБХОДИМО помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми
-эписиндром
-миопатией (наследственное заболевание)
Осторожно применять криотерапию с:
-длительно и часто болеющими детьми
-гипервозбудимыми детьми
- при повышенной индивидуальной чувственности к процедуре (непереносимость холода)
Криотерапию провожу как во время групповых, так и индивидуальных занятий. Можно проводить и в свободное время и во время непосредственно образовательной деятельности и не только в детском саду, но и дома.
Особенно детям нравится приготовление такого разноцветного ассорти. Процесс приготовления льдинок очень занимает ребят, когда они самостоятельно заливают в формы воду и раскрашивают ее, фантазируя о том, что они готовят клубничный, банановый или какой либо другой десерт.
Также можно поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Дети с огромным удовольствием перебирают, выкладывают интересные фигуры. Рисуют. Но самое интересное_ видят, как льдинка превращается в воду. С помощью игр со льдом можно расширить и закрепить сенсорные представления детей. «Выполни по образцу», «Разложи по цвету» «цветной эксперимент. Во время игр закрепляются знания об основных цветах и их оттенках «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье». Закрепляют представление о форме и величене. Закрепляем пространственные представления играя в игры «Расположи верно». «Ледяной холст»
Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Благоприятное воздействие оказывает криотерапия и на эмоциональную сферу ребенка : у детей стабилизируется эмоциональный фон, слабеет психоэмоциональное напряжение, формируется положительный настрой.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для ее проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовим в любых имеющихся подручных емкостях. Это может быть кукольная посуда, одноразовые стаканчики, формочки для песка, всевозможные крышки, специальные силиконовыеые емкости, подставки от шоколадных конфет и многое другое. Иногда такие игры вызывают опасение для родителей. Желательно перед проведением таких игр побеседовать с родителями. Рассказать о правилах ее проведения, о сущности процедуры и о ожидаемом результате.
«Ледяные шары».Воздушный шар наполнить водой, завязать и положить в морозилку. Получаются за ледяные шары. Если подкрасить воду, то шары будут разноцветные.
«Ледяная рыбалка»., «Ледяные кораблики», «Ледяной конструктор»,и тд
Методы развития мелкой моторики криотерапия и иглотерапия используются мной в практике логопедической работы и, на мой взгляд, позволяют достичь определенных результатов:
•Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
• У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
• Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе
.