Ольга Кочеткова
Нетрадиционные формы обучения дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ
Подготовили: Кочеткова Ольга Викторовна, Евтеева Марина Викторовна.
Актуальность данной темы отмечается в том, что говоря об организации процесса обучения с детьми дошкольного возраста, нельзя забывать о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности, поскольку внимание детей является непроизвольным и воспитателю необходимо прилагать максимум усилий для разнообразия построения занятия. Сегодня многие воспитатели и специалисты стали использовать необычные, новые технологии в образовательном процессе, с целью развития творческих наклонностей и способностей ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, учиться владеть памятью и мышлением.
Публикация «Нетрадиционные формы обучения дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Сегодня эта проблема интересует многих практикующих специалистов, психологов – Дунец А. И., Смирнова Е. О., Абдулова Е. А., Титов С. В. ; воспитателей – Шабаева Г. И., Кузнецов Б. Н., Козлова О. А., Бахир, В. К. которые говорят, а том, что использование нетрадиционных форм обучения в группах, где дети с разным уровнем подготовки существенно повышает эффективность занятий.
Проблема исследования всестороннего развития личности ребенка также отражена в международных и Российских нормативно-правовых документах. Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению дошкольников. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания дошкольников в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Согласно Статьи 29: «Конвенции о правах ребенка» (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [3]. Исходя их Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, который гласит о необходимости учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. В детском саду особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность детей. Это можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения и воспитания.
Чтобы побудить детей к познавательной деятельности, необходимо постоянно в своей работе совмещать традиционные формы обучения и нетрадиционные формы обучения.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения воспитателя правильно организовать и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Форм организации обучения может быть несколько в течении дня: занятия коллективные, по подгруппам, непосредственно образовательная деятельность, а так же индивидуальная работа, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей, а так с учетом поставленных скрытых учебных задач.
С помощью методов и приёмы, используемых в образовательном процессе, мы не только поднимаем интерес детей к изучаемому материалу, но и помогаем развивать их творческую самостоятельность.
В своей работе применяем чаще всего наглядный, словесный, практический, игровой методы.
Методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева) :
- Сравнение,
- Повторения,
- Моделирования и конструирования,
- Метод вопросов,
- Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов,
- Игровые и воображаемые ситуации,
- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.,
- Игры-драматизации,
- Сюрпризные моменты,
- Элементы творчества и новизны.
Широкое применение в практике получили:
- занятие - беседа (проводятся на выбранную тему, которая может быть актуальной или интересной);
- занятие – наблюдение;
- «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами;
- игры – соревнования ( выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.);
- театрализованные игры (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию);
- сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения);
- игры-путешествия (педагог предлагает детям отправиться в путешествие на поезде по городам или на самолете по островам, с помощью игры дети узнают много полезной информации, обогощают свой словарный запас и т. д.);
- сказкотерапия;
Вывод:
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что использование занятий в нетрадиционной форме помогает :
- привлечь к работе всех учащихся;
- можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;
-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;
-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;
- в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)
- ребята с удовольствием ждут таких занятий;
- ненавязчиво обогащается словарный запас:
- развивается речь:
- активизируется внимание:
- расширяется кругозор:
- повышается познавательный интерес.
Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.
Мы считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли нам повысить активность детей на занятиях, привлечь их внимание, расширить словарный запас. Такие формы проведения занятий оживляют мысль, однако необходимо помнить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у воспитанников активного интереса.
Список использованной литературы
1. Дерябина Н. П. Нетрадиционные формы обучения как один из способов повышения качества знаний // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fb.ru/article/3750/netraditsionnyie-formyi-obucheniya-kak-odin-izsposobov-povyisheniya-kachestva-znaniy
2. Дунец А. И. Использование нетрадиционных форм обучения на уроках // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ispolzovanienetradicionnih-form-obucheniya-1767555.html
3. Конвенция о правах ребенка. // Организация Объединенных Наций. Конвенции и соглашения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
4. Кузнецов Б. Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе. – Иркутск: «Феликс», 2007. – 225с.
5. ФГОС начального общего образования // Информационный портал : Министерство образования и науки РФ. Режим доступа: https://минобрнауки. РФ/documents/922