Новаковская Евгения Вячеславовна
Нетрадиционные формы обучения дошкольников безопасному поведению на дороге с привлечением родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и значимость работы для образовательной практики.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения в детском саду№12 компенсирующего вида ведется «В рамках реализации Федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения»,в соответствии с Приказами Управления ГИБДД ГУВД по РО Министерством общего и профессионального образования РО.
Публикация «Нетрадиционные формы обучения дошкольников безопасному поведению на дороге с привлечением родителей» размещена в разделах
Воспитание безопасного поведения у детей на дороге - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим возрастным особенностям, знаниям стнановится к этому готов. Поэтому мы в доу так организовываем его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из доу в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении. Владел навыками безопасного поведения на дороге.
Организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Именно поэтому работа в данном направлении ведется не только с детьми, но и с родителями.
Теоретическая обоснованность, научность содержания работы.
Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали дети, установлено, что 80 % происшествий произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. Из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.
Родители часто ругают детей за те или иные ошибки на дороге и даже наказывают их. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость — то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка.
Важно знать что могут сами дети:
Начиная с 3-4 лет:
- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
Начиная с 6 лет:
- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного - мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
Начиная с 7 лет:
- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
Начиная с 8 лет:
- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
- они уже наполовину опытные пешеходы;
- они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем;
- они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;
- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.
Соответствие содержания выбранной теме
В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель проекта: Организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.
Задачи:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством их обучения правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
2. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
3. Проведение активной пропаганды безопасности дорожного движения среди родителей ДОУ, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
4. Налаживание систематического взаимодействия МБДОУ и ГИБДД.
5. Формировать у детей дошкольного возраста устойчивые навыки переключения на самоконтроль в окружающей дорожно-транспортной среде.
Участник проекта
-Воспитанники ДОУ
-Родители
-Педагоги
- Сотрудники ГИБДД
Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах :
- методкабинет, где сконцентрирован методический и дидактический материал; - макеты;
- “чудо”- ковер (с перекрестками, домами, железной дорогой, с различными видами дорог);
- модульный транспорт (для «Автогородка») различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, спец. транспорт: скорая помощь, пожарная машина, полицейский автомобиль);
- наборы дорожных знаков на подставках для игр;
- форма полицейского и форма инспектора ДПС (для детей, атрибуты полицейского : жезл, фуражка;
- наглядно –демонстрационный материал «Школа пешехода»;
-компьютерные игры по изучению правил дорожного движения «По дороге со смешариками»,в своей работе по изучению правил дорожного движения мы используем интерактивную доску;
-на территории МБДОУ нанесена разметка для «Автогородка».
В данном направлении с педагогами организуются разнообразные формы работы :
Методическое сопровождение;
Тематические консультации ;
Практические игры – тренинги;
Совместная организация викторин, развлечений по ПДД;
Обмен опытом;
Публикации на городском и областном информационных сайтах.
Работу с детьми в нашем МБДОУ в рамках реализации Федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения мы ведем по следующим направлениям :
-используем организационные формы обучения на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим, в изобразительной деятельности, конструировании, совместной деятельности взрослых и детей; в самостоятельной деятельности ребенка; также используются ТСО : компьютеры и интерактивная доска.
-создаются условия для организации сюжетно-ролевых, подвижные игр, игр- драматизаций, экскурсии и наблюдения;
-организуются выставки детских работ, проводятся развлечения по ПДД, встречи с агитбригадой ЮИД, инспектором ГИБДД.
-изготавливается дидактический материал, наглядные пособия.
- проводится «Автодискотека».
Работа с детьми в группах осуществляют педагоги с привлечением родителей и комиссии за безопасность дорожного движения, которая включает в себя агитбригаду ЮИД и автоинспектора ГИБДД. В нашем учебном заведении мы руководствуемся программой для дошкольных учреждений Т. И. Даниловой «Светофор» в интеграции с программой Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» раздел «Ребёнок на улице города»)
Технологичность работы.
Работу с детьми по изучению ПДД мы планируется с учетом систематичности, последовательности, поэтапно, учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей.
Формы и методы работы по обучению детей пдд.
Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах. Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память,воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения надорогах в дошкольных учреждениях.
Игры можно классифицировать по нескольким критериям:
1) объем учебного материала в игровой ситуации;
2) учебно-воспитательные цели;
3) виды деятельности детей;
4) формы организации игры;
5) предмет моделируемой ситуации.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях : нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре.
Воспитателю,проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.
Просмотр мультфильмов и чтение литературы.
Одним из достоинств современных мультфильмов можно смело назвать большие объемы информации. Да, зачастую действительно в мультфильмах содержится много неизвестных ранее ребенку фактов и познавательных вещей.
Следующей положительной чертой просмотра мультфильмов являются минуты спокойствия и тишины. Даже самый активный ребенок усядется за просмотре интересного мультфильма. И, наконец, ребенок через мультфильмы постигает основы культуры, развивает свой вкус. Но воспитатели в любом случае должны отбирать мультфильмы для просмотра, учить детей различать плохое и хорошее, помогать понимать сюжет. Лучший вариант – это совместный семейный просмотр мультфильмов.
например: Советы тетушки совы. 5-7 минут.
Для полноценной работы по данному разделу мы привлекаем родителей и используем следующие формы информирования :
Общие родительские собрания с привлечением инспектора ГИБДД;
Оформление информационного стенда;
Агитация с раздачей листовок, брошюр;
Анкетирование;
Оформление уголка безопасности;
Организация выставки детских работ;
Совместная деятельность детей и родителей;
Помощь в подготовке к смотру-конкурсу (изготовление атрибутов, украшение музыкального зала к развлечению);
Детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятий взрослые, вжившись в роли детей, сами играют в игры, выполняя предложенные задания. В итоге педагоги получают не только элементы новых методов в обучении безопасному поведению детей на дорогах и улицах, но и массу положительных эмоций.
Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий обучающей деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты детской активности и социального взаимодействия. Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность детям понять различные позиции в решении проблем с помощью взрослых.
Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали дети, установлено, что 80 % происшествий произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров и т. д. Поэтому мы уделяем особое внимание дороге от дома до детского сада. дети совместно с родителями рисуют схему с "опасными местами", заучивают ее-Ориентация в ближайшем окружении.
Дети совместно с родителями придумали несуществующие, но так необходимые знаки дорожного движения. Нарисовали их и придумали короткие рассказы.
Также каждый день им приходится сталкиваться с несправедливостью и несоблюдением ПДД других участников движения. Дети подготовительной группы вместе с родителями оформили плакат Дорожные знаки моего города,с отметкой мест где необходимо быть особенно осторожным, подобрали стихи и выучили их.
Анкетирование родителей показало, что 95% родителей придают большое значение изучению правил дорожного движения. В дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения. Особой популярностью у родителей пользуется наглядная агитация, конкурсы на лучший семейный рисунок, кроссворд, театрализация по данной тематике, дни открытых дверей, лекции инспектора ГИБДД, “Поле чудес”, “Мама, папа, я – безопасная семья”.
Во всех групповых помещениях оформлены уголки для родителей, где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. На территории детского сада имеется стенды наглядной агитации для детей, родителей и сотрудников, содержащий информацию по правилам дорожного движения : плакаты, памятки, анкеты, тесты, детские рисунки. Материалы стенда периодически обновляются. Работа по теме профилактики дорожно – транспортного травматизма в нашем детском саду ведётся и пополняется новыми формами и приёмами работы с детьми и родителями.
В течении нескольких лет в детском саду работает комиссия за безопасность дорожного движения, которая включает в себя агитбригаду ЮИД школы №1 и работу инспектора ГИБДД. Данная комиссия оказывает методическую помощь в разработке плана мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролирует их выполнение. Участвует в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и др.) Организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т. д.). Организует ежегодные занятия с родителями имеющими автомобили, по организации культуры вождения автосредством (безопасное детское кресло, соблюдение правил на дороге и т. д.)
Благодаря деятельности нашей комиссии за безопасность движения в этом году на опасном участке дороги к детскому саду был установлен «лежачий полицейский» и знак «Осторожно –дети!»
Результативность итоговой работы.
Такая связь со всеми разделами программы воспитания и обучения в детском саду и авторская интерпретация педагогов и музыкального руководителя дает положительный результат работы по изучению ПДД :
Дети нашего сада имеют обширные представление об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения, усвоены навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, радует заинтересованность родителей в обеспечении безопасности дорожного движения для будущего поколения.
При имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.
Наилучшие результаты дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно. Изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые.
Мы понимаем, что не всё зависит от деятельности дошкольного учреждения и прилежности пешеходов. К сожалению, существует множество факторов, влияющих на риск пострадать в ДТП, но, прежде всего каждый педагог должен спросить себя самого: «А что я сделал, чтобы этого не случилось?».