Ольга Лапина
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ч]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Постановка звука [Ч].
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- Показать и закрепить правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].
• Закреплять чёткое произношение звука [Ч] в слогах и словах.
• Определять позицию звука в слове.
Коррекционно- развивающие:
• развитие фонематических процессов;
• формирование связной речи;
• развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание способности к самоконтролю при выполнении упражнений поддерживать интерес к логопедическим занятиям
Оборудование: Игрушка черепаха, картинки предметные, индивидуальные зеркала, артикуляционные профиль звука [ч], карточки для упражнений по развитию воздушной струи, для автоматизации звука
Организационный момент:
Логопед загадывает загадку про Черепаху:
Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я. (черепашка)
Показ игрушечной черепахи.
Логопед:
Какой первый звук ты слышишь ччччерепаха
Правильно, это звук [Ч].
Как ты думаешь, что мы сегодня будем делать?
Правильно, мы будем учиться правильно произносить звук [Ч].
Чтобы наш язычок научился правильно произносить звук [Ч]., мы с ним сделаем зарядку
Артикуляционная гимнастика:
1. «Лопатка».
Цель: Выработать навыки делать язык широким и спокойно удерживать его в расслабленном состоянии.
Губы в улыбке. Рот открыт. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10. Обратить особое внимание, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
2. «Качели».
Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе ;
в) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
3. «Маляр».
Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
4. «Грибок».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать, чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
7. «Гармошка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
8. «Вкусное варенье»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.
9. «Чашечка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
10. «Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
12. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.
1. Игра: «Поймай звук».
Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч].
- П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.
2. Игровой приём постановки звука [Ч]. (Постановка по подражанию).
Логопед: К
-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.
-Черепахи любят тишину.
Когда кто-то громко говорит, мы ему скажем: Ч
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…
Логопед уточняет артикуляцию звука [Ч].
При произнесении звука [Ч].
• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
• Зубы сближены.
• Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
• Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.
1- й способ
2-ой способ
Произносим звуки ть щ сначала медленно, затем быстро
3-й способ Механический
В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…
Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается, то можно воспользоваться механическим способом постановки звука «Ч». При помощи зонда №5. Ребёнка просят произнести слог ать, зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.
Звук ч можно поставить от мягкого т, произносимого в прямом слоге (ти) или обратном (aт/). Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (рис. 8) слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции щ). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук ч легче вызывается в обратных слогах.
Пойдем гулять с нашей черепашкой
Игра «Довези черепашку на поезде»
Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».
- "Сколько пыли, сколько сора –
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.
Итог занятия:
-Какой звук, ты учился произносить? (Звук [Ч]).
Что тебе понравилось? Что было трудно?