Папки-передвижки

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ч]

Ольга Лапина
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ч]
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Постановка звука [Ч].

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- Показать и закрепить правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].

• Закреплять чёткое произношение звука [Ч] в слогах и словах.

• Определять позицию звука в слове.

Коррекционно- развивающие:

• развитие фонематических процессов;

• формирование связной речи;

• развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание способности к самоконтролю при выполнении упражнений поддерживать интерес к логопедическим занятиям

Оборудование: Игрушка черепаха, картинки предметные, индивидуальные зеркала, артикуляционные профиль звука [ч], карточки для упражнений по развитию воздушной струи, для автоматизации звука

Организационный момент:

Логопед загадывает загадку про Черепаху:

Домик мой, везде со мной.

Он устроен за спиной.

Я с лягушками дружу

Очень медленно хожу.

Вовсе не букашка,

Кто я. (черепашка)

Показ игрушечной черепахи.

Логопед:

Какой первый звук ты слышишь ччччерепаха

Правильно, это звук [Ч].

Как ты думаешь, что мы сегодня будем делать?

Правильно, мы будем учиться правильно произносить звук [Ч].

Чтобы наш язычок научился правильно произносить звук [Ч]., мы с ним сделаем зарядку

Артикуляционная гимнастика:

1. «Лопатка».

Цель: Выработать навыки делать язык широким и спокойно удерживать его в расслабленном состоянии.

Губы в улыбке. Рот открыт. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10. Обратить особое внимание, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. «Качели».

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе ;

в) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

3. «Маляр».

Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

4. «Грибок».

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать, чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

7. «Гармошка».

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. «Вкусное варенье»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

9. «Чашечка».

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Саночки».

Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

1. Игра: «Поймай звук».

Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч].

- П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.

2. Игровой приём постановки звука [Ч]. (Постановка по подражанию).

Логопед: К

-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.

-Черепахи любят тишину.

Когда кто-то громко говорит, мы ему скажем: Ч

Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…

Логопед уточняет артикуляцию звука [Ч].

При произнесении звука [Ч].

• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

• Зубы сближены.

• Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

• Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.

1- й способ

2-ой способ

Произносим звуки ть щ сначала медленно, затем быстро

3-й способ Механический

В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается, то можно воспользоваться механическим способом постановки звука «Ч». При помощи зонда №5. Ребёнка просят произнести слог ать, зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.

Звук ч можно поставить от мягкого т, произносимого в прямом слоге (ти) или обратном (aт/). Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (рис. 8) слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции щ). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук ч легче вызывается в обратных слогах.

Пойдем гулять с нашей черепашкой

Игра «Довези черепашку на поезде»

Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».

- "Сколько пыли, сколько сора –

- До дверей дойду не скоро", -

- И вздыхает тяжко

- Наша черепашка.

Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

Итог занятия:

-Какой звук, ты учился произносить? (Звук [Ч]).

Что тебе понравилось? Что было трудно?

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ч]
Опубликовано: 11 января 2025 в 21:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ч]» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лапина (УИ 281002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД