Кеворкова Татьяна Григорьевна
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом.
Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех» Владимир Путин
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребёнка к ЗОЖ на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.
Публикация «Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми» размещена в разделах
Целью работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья
детей через организацию физкультурных занятий и оптимальную реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка; а использование нетрадиционных форм физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если:
создать систему интересных физкультурных занятий;
продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор нетрадиционных форм проведения, содержания, методов и приёмов;
положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных
занятий.
Обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико -педагогического контроля за физическим развитием и состоянием здоровья и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми.
Данная работа проводится по трем основным направлениям:
1. Социально-психологическое, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.
2. Интеллектуальное, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валеологии в доступной форме.
3. Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.
Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени должны быть нацелены и на телесное (физическое) и на нервно-психическое развитие ребенка.
Система физкультурно – оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в
работе традиционных и нетрадиционных форм работы.
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.
На основе диагностических данных нами была составлена комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам, куда органично вошла как оздоровительная и профилактическая, так и воспитательно-образовательная работа.
Вся работа по развитию основных движений и физической подготовленности строится
с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.
Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.
Индивидуальный подход
Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Поэтому на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, мы учитываем и осуществляем индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка о граничена состоянием или группой здоровья; а также к детям, вновь поступившим или физически ослабленным после болезни.
Педагоги хорошо понимают, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на них, и поэтому обращают особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие.
С детьми, отстающими в физическом развитии, проводится индивидуальная работа : в упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом возможностей детей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений.
Нетрадиционные формы
Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма – физкультурные занятия. Однако постоянное использование только традиционной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурные занятий в ДОУ.
Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего
взрослого опыта, личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль,
заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и
способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Не традиционность предполагает отличие от классической
структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;
обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Дыхательная гимнастика
Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение,
в нашем ДОУ большое распространение имеет дыхательная гимнастика.
Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя
физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание мы, педпгоги, уделяем использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности г
рудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
• проявить эмоции, переживания, фантазию;
• самовыразиться;
• снять психоэмоциональное напряжение;
• избавиться от страхов;
• стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.
Задачи такой гимнастики состоят в следующем:
учить детей прислушиваться к своему дыханию;
учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;
учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных
пут ей.
Психомышечная тренировка
Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.
В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация – расслабление мышц. С помощью определенных приемов - контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения- дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно хорошо в сочетании со стихами, или спокойной музыкой, звуками природы и т. д.
Фитбол – гимнастика
Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.
Упражнения с надувными мячами являются элементом аэробики. Фитбол (fit – оздоровление, ball – мяч) - швейцарский чудо мяч великолепно решает оздоровительные задачи, формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче. Большие, яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений.
По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация.
Игровой стретчинг
С помощью игрового стретчинга можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий по стретчингу — укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.
Оптимальное время для проведения занятий — первая половина дня (при желании можно и во-второй половине). Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий тонус.
Игровой стретчинг — это не просто сочетание разнообразных движений с правильным дыханием, но и включение этих движений в сказку, а чтобы занятия проходили более интересно, важно использовать музыкальное сопровождение.
Логоритмическая гимнастика
Логоритмическая гимнастика — вид оздоровительно развивающей гимнастики,
основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
Основные задачи, решаемые на занятиях по логоритмической гимнастике:
• формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
• развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
• коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
• улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
• расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
• формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Совместные физкультурные досуги и праздники родителей с детьми.
Основная цель таких занятий — помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности; родителям — установить эмоционально-двигательный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.
Чтобы занятия были интересными и увлекательными, следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий. В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.
Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
Таким образом, в работе с родителями решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ребенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вызывать желание сотрудничать с детским садом.
Корригирующая гимнастика
Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Цель корригирующей гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи корригирующей гимнастики:
развитие основных функций стоп;
обучение правильной постановке стоп при ходьбе;
повышение тонуса мышц стоп;
увеличение подвижности в суставах стоп;
улучшение кровообращения стоп;
улучшение координации движений.
Использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо
Традиционные формы работы
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
• осязательных ощущений;
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
• массаж;
• действия с предметами или материалами;
• пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Физкультурные занятия :
. Оздоровительные подвижные игры - один из видов игровых здоровьесберегающих технологий.
Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Утренняя гимнастика
Пальчиковая гимнастика