Татьяна Чигинёва
Нетрадиционные методы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня быть здоровым - актуально. «Береги здоровье смолоду»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека - его здоровье.
В нашем детском саду используются разные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и нетрадиционные. (1)
Основной задачей (2) физкультурно-оздоровительной работы является воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трё х направлениях:
Публикация «Нетрадиционные методы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду» размещена в разделах
1. Укрепление физического здоровья детей с использованием нетрадиционных форм оздоравливания;
2. Формирование положительных эмоций и чувств;
3. Воспитание оптимистического мироощущения.
Сегодня я расскажу о нетрадиционных формах и методах, проводимых в нашем детском саду.
оздоровительный бег. (3)
Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, так же тренировать дыхание, укрепить мышцы, кости и суставы.
Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.
Длительность оздоровительного бега.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1, 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.
Мой опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь, затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега. В своей работе я использую дыхательную гимнастику Стрельниковой А. Н.
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения. (3)
Дыхательная гимнастика позволяет:
- улучшить самочувствие
- улучшить пищеварение
- развить мышцы грудной клетки и связок
- стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы
- предохраняет от переохлаждения
- дыхательная гимнастика помогает расслабиться ребенку и успокоиться
Основу моих оздоровительных занятий составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги. (4)
Настоящего физического здоровья и душевного равновесия может достигнуть лишь тот, кому с детства удалось научиться жить в гармонии с собой, с окружающей природой, управлять своими эмоциями и мышлением.
Детская йога помогает ребёнку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространённых заболеваний позвоночника, как например, сколиоз, плоскостопие, улучшить общее состояние.
Йога – это не только определённые позы (асаны, но прежде всего комплекс этических норм, основы личного поведения. Йога помогает ребёнку стать гармонически развитой, творческой личностью. Закрепляют в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически и эмоционально.
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. (6-7)
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста проводится до 35 мин.
Восточная гимнастика (8) включает в себя упражнения на развитие мышц плечевого пояса, рук, кистей и пальцев, благотворно влияющих на все органы человека, в том числе на структуры головного мозга.
Самомассаж (10)
Самомассаж помогает профилактировать огромное количество заболеваний, положительно сказывается на состоянии здоровья, ускоряют физическое и умственное развитие детей, а также создаёт у ребенка ощущение того, что он занят важным и нужным делом.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
СУ-ДЖОК-терапия для детей. (12)
Приемы Су - Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла, в течение 1 минуты. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм…
Фитбол(14)
Интересными являются упражнения на детском фитболе. Эти занятия считаются полезными и доступными для всех без исключения, так как у фитбола для детей нет никаких противопоказаний. Благодаря этим занятиям у детей формируются жизненно важные двигательные навыки, развивается гибкость, прыгучесть и аэробная выносливость. Занятия лучше проводить под веселую музыку. Используя мяч с рожками, можно прыгать и скакать.
Преимущества, которые дает фитбол для детей:
• Улучшается кровоснабжение позвоночника, внутренних органов и суставов, устраняется венозный застой.
• Развиваются двигательные качества.
• Ребенок изучает основные двигательные действия.
• Развивается и совершенствуется координация движений и равновесие.
• Улучшается коммуникативная и эмоционально-волевая сфера.
• Развивается мелкая моторика и речь.
• Нормализуется работа нервной системы, стимулируется нервно-психическое развитие.
• Организм адаптируется к физическим нагрузкам.
• Релаксация (15) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
• Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Фитотерапия (14) проводится с ЧБД медсестрой
Аромотерапия – это лечение эфирными маслами растений, которые оказывают психологическое и физиологическое воздействие на организм.
С помощью аромаламп можно наполнить помещение бодрящими или релаксирующими ароматами эфирных масел. Кроме того, из всех методов применения ароматерапии, данный является самым безопасным методом оздоровительной работы в ДОУ, так как такое воздействие эфирных масел не вызывает аллергии и не имеет побочных эффектов.
Психогимнастика (17) представляет собой систему этюдов («выразительных движений», сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания и понимания.
Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Психогимнастика призвана решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению.
Игротерапия (18) способствует созданию близких отношений между детьми снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить в себя в различных ситуациях общения.
СМЕХОТЕРАПИЯ служит сильным и приятным дополнительным средством, позволяет полностью расслабиться, сохраняет душевное равновесие и оптимизм!