Марина Печерица
Из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ
Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается
под потребности и возможности конкретного ребенка. Анна Схемова
Содержание коррекционной работы, согласно стандарту, направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы детского сада, их социальной адаптации. На основе статистических данных дети с ограниченными возможностями здоровья менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических функций и физических качеств.
Публикация «Из опыта работы „Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Роль инструктора физкультуры состоит в организации процесса физического воспитания, укрепляя здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Целью моей работы является формирование начальных двигательных навыков детей с ОВЗ, повышение их двигательной активности, способствовать формированию двигательной культуры, создавать положительный эмоциональный настрой. Это происходит при решении задач по общему физическому воспитанию, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков в различных видах деятельности является обеспечение коррекции недостатков в психическом и физическом развитии различных категорий детей с ОВЗ.
Организация работы основана на :
- создание системы непрерывного обучения, которое обеспечивает эффективное поступательное развитие ребенка;
- создание условий, благоприятных для эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
- развитие ведущей деятельности дошкольника – игровой.
За период 2016-2017 в группе ОВЗ состояло 3 ребенка инвалида с расстройствами аутистического спектра, и 25 детей прошедшие комплексное обследование комиссии ПМПК, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Дети инвалиды посещали 3 возрастных группы, форма работы с ними носила индивидуальный характер. Занятия с детьми ОВЗ предусматривают широкое варьирование организационных форм образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных. Выбор методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогами в каждом конкретном случае.
В работе с детьми очень значимо взаимодействие педагогов и специалистов, которое решает оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи и осуществляется по трем направлениям
1. диагностическое;
2. коррекционно-развивающее;
3. информационно-консультативное.
В части физического развития совместно с медицинским работникам, воспитателями, другими специалистами ДОО, родителями, разрабатывается ИОМ (содержательный компонент, и фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса). Составление ИОМ подразумевает эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитание и развитие дошкольника. Роль инструктор по физической культуре: укрепление здоровья детей, совершенствование психомоторных способностей дошкольника.
В структуру образовательного маршрута входит такие компоненты, как:
– целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;
– содержательный - систематизация и группировка учебных предметов;
– технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;
– диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;
– организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;
– результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.
Наблюдения и практический опыт показывают, что дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и индивидуальные, носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.
Грамотно, целесообразно создается и меняется двигательно-развивающая среда, учитываются разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию. В содержание работы с детьми ОВЗ входят :
•Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
•Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
•Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
•Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
•Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физинструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;
•Мотивация на улучшение результатов (похвала);
• Релаксация во время занятия;
•Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
•Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Занятия в тренажерном зале проходит в форме круговой тренировки, в структуру занятия входят разминка, общеразвивающие упражнения с элементами перевоплощения, музыкально-ритмические упражнения, упражнения на развитие мелких мышц рук, работа на тренажерах, с фитболами, самомассажи, упражнения с массажерами для профилактики плоскостопия, коррекции осанки, музыкально-подвижные игры, релаксационные упражнения и др. По необходимости освобождаю детей от всех видов соревнований, от выполнения упражнений на максимальный результат, заменяю отдельные упражнения другими, наиболее адекватными их здоровью и физической подготовленности, сокращаю количество повторений, освобождаю детей от длительного бега, общеразвивающие упражнения провожу из облегченных исходных положений. Наиболее сложные упражнения чередую с дыхательными, бег заменяю с ходьбой в разном темпе.
Отрабатываются, закрепляются и расширяются те знания и умения, которые дети уже получили на занятиях с другими специалистами.
Все это намного длительнее удерживают произвольное внимание детей к изучаемому материалу и способствуют его более глубокому усвоению.
Эффективность коррекционной работы с детьми ОВЗ определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе всех специалистов ДОУ. Здесь учитываются непосредственно особенности каждого ребенка. Перед занятиями с детьми специалисты обмениваются рекомендациями с более уточненного характера: коррекция моторной неловкости, слабое развитие мелкой и общей моторики, гипер- и гипоактивность, слабое развитие артикуляционного и дыхательного аппарата у того или иного ребенка.
Формами взаимодействия педагогов и специалистов является:
- Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
- Участие педагогов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
- Составление картотек игр со словом речевых игр, фонотеки с музыкальными играми и т. д.
- Выступление на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения, выполнения координирующих упражнений.
- Использование на музыкальных и физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр и др.
Формы работы физкультурных занятий
Интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.
Совместные занятия с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом психологом, логопедом - это эффективный способ в работе с детьми ОВЗ. На интегрированных занятиях широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, элементы психогимнастики, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Смена деятельности, разнообразие методов и приемов, привлекают внимание ребенка и дают возможность реализовать специалистам поставленные коррекционные задачи.
Совместная и непрерывная работа педагогов и семьи дает положительный результат. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.
Задачами работы с родителями является установление партнерских отношений с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, повышение грамотности родителей в области воспитания особого ребенка.
-Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье.
-Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
-Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
-Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.
Тесная взаимосвязь педагогов, специалистов, родителей способствует улучшению физического развития детей. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в оздоровительной работе.
При комплексном воздействии всех специалистов и педагогов происходит развитие физической активности, существенно повышает результативность коррекции психических, речевых и двигательных нарушений, встречающихся у детей с ОВЗ. Это связанно не только с постоянным повторением и усложнением уже известных заданий, но и положительным эмоциональным сопровождением.
Мотивация детей с ОВЗ к обучению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда педагог получает ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения, но от этого каждодневная работа, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа со здоровыми, мотивированными детьми.
Опыт работы с особыми детьми, показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.