Меренцова Наталья Алексеевна
Опыт работы «Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы по плаванию в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на районное МО дошкольных работников
Подготовила инструктор по ФК Меренцова Н. А.
Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы по плаванию в ДОУ
2) Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой важнейшее средство физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Публикация «Опыт работы „Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы по плаванию в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Плавание для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.
Обеспечение начального обучения плаванию дошкольников-представляет одну из самых важных задач в области физического воспитания- это залог безопасности в воде, а значит уменьшение несчастных случаев., ведь именно большой процент погибших на воде- это дети!
Плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение.
3) В 2018 году, когда мы только начинали наши занятия, я провела мониторинг, который показал, что 70% наших детей боятся воды, не могут задерживать дыхание, нырять, у 60% детей – не сформированы гигиенические навыки, они не самостоятельны, 80% - не знакомы с техникой безопасности и правилами поведения вводе
4) В детском саду «Веселая планета» созданы все условия, для того, чтобы дошкольники обучались плавать.
У нас имеется плавательный бассейн (чаша 10*6,
5) 2 раздевалки для мальчиков и девочек, по 4 душевых, сан узлы. Температура помещения + 28-29, воды +30. Также имеется медицинский кабинет, кабинет инструктора, аппаратная и снарядная.
6) Занятия проходят по утвержденной программе «Обучение дошкольников плаванию» основанной на программе т. И. Осокиной 2Обучение плаванию в детском саду», каждая группа делится на 2 подгруппы. В утреннее время занятия проходят в младших и средних группах, а ближе к обеду –занятия у старших и подготовительных групп.
7) На занятия допускаются дети, у которых имеется медицинская справка. Согласно САНПину, медицинская справка проходится 1 раз в 3 месяца. Для справки необходимо сдать анализы (кал и соскоб), пройти дерматолога и педиатра. К сожалению, мы еще не можем наладить этот процесс, родители во время не сдают анализы, не хотят самостоятельно проходить обследования. Администрация идет на все уступки: приглашает педиатра и дерматолога в сад, заранее оповещает родителей. Мы надеемся, что со временем мы все наладим.
8) Занятия проходят по следующей структуре: сначала детей осматривает мед. сестра, затем дети принимают душ- разминка на суше- организованный спуск в воду- НОД- игры- организованный выход из воды- принятие душа.
9) Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию ребенка, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у "плавающих" детей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения (и действительно, на примере наших воспитанников мы видим, что в этом году, те дети, которые регулярно посещают занятия- болеют значительно меньше и легче)
10) Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать - по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры - при обтирании, обливании, купании.
Для достижения полезного эффекта закаливания и укрепления организма необходимо соблюдать несколько правил:
Занятия должны проводиться регулярно, иначе достигнутый эффект закаливания будет снижаться;
Не допустим большой перепад температур, в результате которого есть большая вероятность простудиться;
11) Важную роль имеет и гигиеническое воспитание, и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения.
При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки -- чистоплотность, аккуратность.
При посещении бассейна детей (2 младшая) нужно учить пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий.
В средней группе все гигиенические процедуры дети должны чаще проделывать без помощи взрослых, осознанно.
В старшей группе дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, тщательно мыть наиболее потливые скрытые части тела, особенно промежность. При необходимости дети должны уметь помогать друг другу во время мытья под душем (мыть спину, при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться -- сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище, ноги.
В подготовительной к школе группе дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Дети 6--7 лет без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу.
12) Важно также и то, чтобы гигиенические навыки закреплялись в семье, а для этого и в детском саду, и в семье к детям должны предъявляться единые требования. Поэтому я часто выступаю на родительских собраниях, рассказываю им свои требования и т. д.
13) Также важная роль уделяется технике безопасности на занятиях по плаванию, весь сентябрь во всех возрастных группах изучаются правила поведения в бассейне, используется и наглядный материал, и показ презентаций, для более легкого усвоения изучение проходит в игровой форме,
14) На занятие к детям приходит Черепаха Тортилла, которая доступно и легко рассказывает и показывает детям ТБ. Также на занятиях используется мультимедийные средства: показ таких презентаций как «Чем полезно плавание для организма», «Водные виды спорта» и др.
И хотя конец учебного года еще не наступил, я могу с уверенностью сказать, что наши дети знают и выполняют ТБ на занятиях, 80% - легко освоились в воде, могут делать важнейшие упражнения, задерживать дыхание до 20 секунд.
О том, какие здоровьесберегающие технологии я использую в своей работе, предлагаю просмотреть видеоролик.