Лариса Стрельцова
Мозговой штурм по теме: Организация физкультурно — оздоровительной работы ДОУ с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: представить опыт и стимулировать активность инструкторов по физической культуре ДОО по организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи: передача педагогического опыта через ознакомление участников мозгового штурма с физкультурно – оздоровительной работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2019
- совместная обработка информации, выявление эффективных техник физкультурно – оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ходе проведения мозгового штурма.
- создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Практическая значимость: данный мозговой штурм с элементами мастер-класса может быть интересен инструкторам по физической культуре ДОО. В ходе проведения мозгового штурма будут продемонстрированы современные подходы к физкультурно – оздоровительной работе ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ход
Педагогам предоставляется раздаточный материал, в котором они в ходе мозгового штурма фиксируют наиболее значимую информацию.
- Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения.
- Что такое физическая культура? Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей принято называть: физической культурой.
- Зачем нужна физическая культура детям с ограниченными возможностями здоровья?
По возможности максимально скорректировать основные двигательные навыки для последующих нагрузок.
Подготовить организм к таким физическим нагрузкам, которые будут необходимы в течении всего дня.
По возможности, с учетом характера заболевания, развивать основные качества для поддержания организма в здоровом состоянии.
- Что такое адаптивная физическая культура? Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно – оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде лиц с ОВЗ, преодоление психологических барьеров,
препятствующих ощущению полноценной жизни, а так же сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
- Что входит в структуру адаптивной физической культуры? В структуру адаптивной физической культуры входят:
- адаптивное физическое воспитание;
- адаптивная двигательная рекреация;
- адаптивный спорт;
- физическая реабилитация.
- Назовите примерные коррекционные задачи решаемые в группах с ОВЗ.
Коррекционные задачи:
Формирование осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников.
Развитие способности к преодолению физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни.
Формирование компенсаторных навыков, умений использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных.
Развитие способности к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе.
Формирование потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни, стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Развитие зрительного, пространственного, слухового восприятия.
Развитие речевого и физиологического дыхания.
Развитие координации между движением и словом.
Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Развитие координационных способностей, быстроты, силы, ловкости, выносливости, меткости, гибкости.
Профилактика нарушения осанки, плоскостопия.
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, отзывчивость к сверстникам, умение сопереживать.
- Формы организации физкультурно-оздоровительной работы
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- физминутки;
- спортивные и подвижные игры;
- прогулка;
- самостоятельная двигательная активность;
- «День здоровья»;
- «Неделя здоровья»;
- индивидуальная работа;
- оздоровительный бег;
- дозированная ходьба;
-спортивные праздники и развлечения;
- походы и т. д.
- Требования к проведению физкультурных занятий с детьми с ОВЗ. Выполнение санитарно - гигиенических требований: состояние и подготовка оборудования; температурный режим; влажная уборка; соответствующая одежда и обувь детей.
Выполнение офтальмо - гигиенических требований: освещение; использование зрительных ориентиров; соответствие физической нагрузки
зрительной патологии детей.
Коррекционная направленность занятия: подбор упражнений; темп ведения занятия (щадящий режим, ограничиваются или исключаются упражнения, выполняемые в быстром темпе); дозировка; целесообразность применения методических приемов; качество выполнения упражнений.
Рациональное размещение оборудования и спортивного инвентаря.
Соответствие физкультурных упражнений возрасту и физической подготовленности детей.
Обеспечение страховки детей, индивидуального контроля за слабовидящими детьми.
Обеспечение взаимосвязи лечебно-восстановительной и корекционно - педагогической работы на занятии : включение упражнений на прослеживание действий; использование заданий на сосредоточение; применение упражнений на фиксацию взгляда.
- Какие здоровьесберегающие технологии используются в группах с ОВЗ?
- самомассаж;
- упражнения для расслабления мышц речевого аппарата;
- различные виды гимнастик: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная, для профилактики плоскостопия, нарушения осанки и т. д.
Рефлексия.
- Если вам пригодится в дальнейшем эта информация и вам понравился мозговой штурм, я прошу вас нарядить елочку разноцветными шариками - повесьте елочные шарики на елку, если нет – расположите елочные игрушки под елочкой.
Раздаточный материал
Что такое физическая культура?
Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей принято называть:
физической культурой
Зачем нужна физическая культура детям
с ограниченными возможностями здоровья?
По возможности максимально скорректировать основные двигательные навыки для последующих нагрузок.
Подготовить организм к таким физическим нагрузкам, которые будут необходимы в течении всего дня.
По возможности, с учетом характера заболевания, развивать основные качества для поддержания организма в здоровом состоянии.
Что такое адаптивная физическая культура? Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно – оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде лиц с ОВЗ, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а так же сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Что входит в структуру адаптивной физической культуры? В структуру адаптивной физической культуры входят:
- адаптивное физическое воспитание;
- адаптивная двигательная рекреация;
- адаптивный спорт;
- физическая реабилитация.
Назовите примерные коррекционные задачи решаемые в группах с ОВЗ. Коррекционные задачи:
Формирование осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников.
Развитие способности к преодолению физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни.
Формирование компенсаторных навыков, умений использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных.
Развитие способности к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе.
Формирование потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни, стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Развитие зрительного, пространственного, слухового восприятия.
Развитие речевого и физиологического дыхания.
Развитие координации между движением и
словом.
Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Развитие координационных способностей, быстроты, силы, ловкости, выносливости, меткости, гибкости.
Профилактика нарушения осанки, плоскостопия.
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, отзывчивость к сверстникам, умение сопереживать.
Формы организации физкультурно-оздоровительной работы - физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- физминутки;
- спортивные и подвижные игры;
- прогулка;
- самостоятельная двигательная активность;
- «День здоровья»;
- «Неделя здоровья»;
- индивидуальная работа;
- оздоровительный бег;
- дозированная ходьба;
-спортивные праздники и развлечения;
- походы и т. д.
Требования к проведению физкультурных занятий с детьми с ОВЗ. Выполнение санитарно - гигиенических требований: состояние и подготовка оборудования; температурный режим; влажная уборка; соответствующая одежда и обувь детей.
Выполнение офтальмо - гигиенических требований: освещение; использование зрительных ориентиров; соответствие физической нагрузки зрительной патологии детей.
Коррекционная направленность занятия: подбор упражнений; темп ведения занятия (щадящий режим, ограничиваются или исключаются упражнения, выполняемые в быстром темпе); дозировка; целесообразность применения методических приемов; качество выполнения упражнений.
Рациональное размещение оборудования и спортивного инвентаря.
Соответствие физкультурных упражнений возрасту и физической подготовленности детей.
Обеспечение страховки детей, индивидуального контроля за слабовидящими детьми.
Обеспечение взаимосвязи лечебно-восстановительной и корекционно - педагогической работы на занятии : включение упражнений на прослеживание действий; использование заданий на сосредоточение; применение упражнений на фиксацию взгляда.
Какие здоровьесберегающие технологии используются в группах с ОВЗ? - самомассаж;
- упражнения для расслабления мышц речевого аппарата;
- различные виды гимнастик: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная, для профилактики плоскостопия, нарушения осанки
и т. д.