Елена Чертова
Нетрадиционное рисование как средство художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу начать со слов выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.
Публикация «Нетрадиционное рисование как средство художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции, на умение отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельно мыслить и получая неограниченные возможности выражать в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Цель нетрадиционной изобразительной деятельности:
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
Задачи:
1. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования : создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;
2. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;
3. Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
4. Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);
5. Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
6. Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах.
7. Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.
8. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
9. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник :
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования.
Так, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• рисование пальчиками;
• рисование ладошками;
• печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
• печать пластилином;
• масляная пастель + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные ниточки;
• тычок жесткой полусухой кистью Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. ;
• пластилинография;
• монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• рисование солью;
• кляксография;
• граттаж;
• фроттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения, стимулируют положительную мотивацию, вызывают радостное настроение, снимают страх перед процессом рисования.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.
В своей работе с детьми среднего возраста я познакомила детей с такими техниками нетрадиционного рисования, как
пластилинография. Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Таким образом, ребёнок развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
масляная пастель + акварель, ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
отпечатки листьев ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. ,
рисование жесткой полусухой кистью, На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком", делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.
рисование втулкой, Втулка от туалетной бумаги разрезается опчти до середины на узкие полоски, раскрывается, прикладывается к тарелке, намазанной краской и делается отпечаток на альбомном листе
монотопия предметная. ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Таким образом, в результате использования нетрадиционных техник рисования я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Нетрадиционные техники рисования дают воспитанникам возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса.
Рекомендации для педагогов
- При планировании деятельности использовать в работе нетрадиционные техники рисования, соблюдая систему от простого к сложному, учитывая возраст и индивидуальные способности детей.
- Использовать разные формы художественной деятельности по освоению нетрадиционных техник изображения : коллективное творчество, самостоятельная деятельность.
- Взаимодействовать с родителями воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционных техник.