Раиса Викторовна Нарваткина
Нетрадиционная работа со сказкой как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада
▼ Скачать
Нетрадиционная работа со сказкой как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Актуальность данной темы обусловлена с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и развития детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Публикация «Нетрадиционная работа со сказкой как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В настоящее время изучению проблемы воспитания и развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что воспитание и развитие детей в дошкольном периоде, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Поиск путей формирования самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе использования сказочного материала стал целью моего исследования.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории содержали огромный потенциал для личностного развития дошкольников.
Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается на периферии внимания, и научно-эмперических и методических разработок на эту тему недостаточно.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Систематизация и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы использования сказочного материала в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста обуславливает перспективность опыта, позволит совершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми в увлекательной и понятной детям форме. Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.
Представленный опыт по применению в работе современных подходов к использованию сказочного материала в образовательной деятельности позволит повысить интерес ребенка к обучению, увлечь в игру, а это уже почти 100% -ный результат успеха.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Совершенствование системы дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогу, осуществляющему воспитательно-образовательный процесс. Сегодня на первый план выдвигается не обучение, а всестороннее развитие ребенка. Сегодня воспитатель должен стать партнером для ребенка, идти за ребенком, мотивируя его к различным видам деятельности. С такой позиции мы – педагоги должны реализовывать развивающие и воспитательные задачи. Чтобы стать современным воспитателем, необходимо понимать ребенка, чувствовать его интересы, говорить на понятном ему языке. А что может быть ребенка интереснее, чем На мой взгляд, сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей.
Анализируя методическую литературу и практический опыт работы со сказкой как средством воспитания и развития ребенка пришла, к выводу, что большинство текстов сказок по своему содержанию выдвигают на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. А между тем, тщательно прорабатывая материал, можно выделить несколько проблем и противоречий, разрешая которые ребенок учится мыслить, понимать нравственный урок, развивать фантазию, речевое творчество, побуждает к рукотворному созиданию.
Ведущей идеей опыта является нетрадиционная работа со сказкой, использование специально разработанной схемы, предложенной Л. Б. Фесюковой в книге «Воспитание сказкой». Схема выглядит следующим образом:
.
Схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармонического развития детей.
Педагогическими условиями формирования опыта являются :
• Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или, художественная литература, маски и костюмы, материалы для художественного творчества и ручного труды, прочее);
• Эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;
• Активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению, импровизации.
• Наличие специальной методики работы со сказкой.
Диапазоном моего опыта является развивающая предметно-пространственная среда группы, ДОУ.
Теоретическую базу опыта составляет педагогическое наследие великого сказочника, журналиста и педагога Джанни Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.)
Все знают, что научиться считать, писать, читать можно, а вот фантазировать. Фантазировать - тоже можно научиться. И даже не можно, а нужно. Нужно научиться самим. Нам взрослым научиться. Рассказывать сказки про кровать, которая ночью на ножках отправляется в путешествие, про летучую кошку, которая охотится на летучую мышку, про кислого волшебника, про летчика на самолете-ложке, везущего лекарство в рот больным. Сказки могут быть бытовыми, сумбурными, познавательными, поучительными, лечащими. Но это не главное. Главное фантазия! Главное придумать. Найти новое решение! Оно есть всегда. А после того, как мы научимся сами. Нужно научить детей. Все очень взаимосвязано. И научившись фантазировать, ребенок научится многому. Например, правильной речи, математике, логике, выходу из трудных ситуаций, нравственности, решению личных проблем и еще многому. И не надо говорить, что они это и так умеют. Надо вдохновляться детей, давать им задания, и разжигать огонь внутри.
Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.
Во-первых, педагог должен знать, для чего необходим «нравственный урок». При традиционном подходе к текстам он был бы лишним. А при новом подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.
В силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и т. д. Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень - это хорошо, что «не обманешь - нс проживешь» и т. д.
Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.
Приведу пример. В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
Следующий раздел - «Воспитание добрых чувств». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека - деловым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру: «Докажи, что Аленка лучше всех»;
«Кого тебе жалко в этой сказке»;
«Как бы ты поступил на месте…»;
«Как движениями похвалить петушка».
Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Особо обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Для развития мышления, воображения и речи можно использовать следующий метод - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка.
Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Ребенку предлагается взять в руки «микрофон». А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.
Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию чуткости будут способствовать следующие приемы в работе со сказками :
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука, а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);
- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки).
Одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня, -формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своем представления о природе поверхностны и отрывочны - они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология».
Рубрика «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.
Анализ результативности.
Результаты работы над темой заключаются в том, что:
- дети стали лучше, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки;
- находить в сказках эпитеты, сравнения и активно их использовать в речи;
- умеют строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки;
- сочинять собственные, используя наглядные модели, коллажи и т. д.
- у детей формируется умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
- развиваются способности быстро входить в новые предметные области;
- развиваются умения логически мыслить и связно выражать свои мысли;
- развиваются творческие способности личности.
Трудности и проблемы при использовании донного опыта.
Нетрадиционная работа со сказкой в целях воспитания и развития детей дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать работу :
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в других сказках и в жизни;
• метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Таким образом, педагог должен быть заинтересован в работе, владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность и развить его творческие способности.