Елена Доценко
НОД «Мир заповедной природы» для детей старшего дошкольного возраста в рамках Недели в защиту животных
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое мероприятие экологической акции «Неделя в защиту животных»
Цель: привлечь внимание дошкольников к проблеме защиты животных и окружающей среды.
Программные задачи:
1. Актуализировать знания детей о животных Кавказского заповедника, Красной книге РФ и Краснодарского края, представления о том, что человек должен беречь, охранять и защищать природу.
Публикация «НОД „Мир заповедной природы“ для детей старшего дошкольного возраста в рамках Недели в защиту животных» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
2. Тренировать внимание, память, мыслительные операции – сравнение, анализ; умение элементарно прогнозировать последствия человеческого воздействия на объекты природы.
3. Мотивировать на включение в активную деятельность по охране окружающей среды, формируя умение детей самостоятельно применять полученные знания.
4. Организовать анализ детьми возникшей ситуации (проблемы, совершенствуя диалогическую форму речи.
Словарная работа: заповедник, Красная книга, травоядные, хищные животные, названия животных: зубр, тур, олень, рысь.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Используемые образовательные технологии:
1. ИКТ (авторская презентация с использованием фотоматериалов Интернет-сайтов)
2. Игровая (дидактическая игра «Географическая матрёшка», игры «Кто спрятался за фигурой», «Четвёртый лишний»)
3. Здоровьесберегающие (зрительная гимнастика, физминутка)
4. Проблемно-поисковые (упражнение «Что будет, если…», проблемная ситуация о привлечении к проблеме по охране животных)
В процессе НОД применён системно-деятельностный подход, реализованы различные виды деятельности (речевая, двигательная, игровая, продуктивная и др., стимулирующие высокую речевую и познавательную активность дошкольников.
Оборудование: мультимедиа доска, презентация «Мир заповедной природы», музыкальное сопровождение: Ариэль Рамирес «Жаворонок», глобус, Красная книга Краснодарского края, картинки с изображением животных Кавказского заповедника: зубр, кабан, олень, рысь, волк, лиса; лист ватмана для оформления плаката «Каждый имеет право на жизнь», самоклеющиеся картинки с изображением диких, домашних животных, птиц, фломастеры.
Предварительная работа: проведение акции «Неделя в защиту животных»: экологические беседы «Наш дом – природа», «Красная книга – символ опасности», наблюдения в природе, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Лото», викторина «Знатоки природы», чтение стихотворений о природе нашего края из сборника В. Нестеренко «Сапоги не с той ноги», выставка рисунков «Мир животных», составление рассказов «Домашний любимец».
Ход:
Воспитатель держит в руках глобус, стараясь привлечь внимание детей.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Это… (глобус)
- Как по-другому мы называем глобус? (модель земли)
- Предлагаю поиграть в игру «Географическая матрёшка». Вы согласны?
- Давайте сделаем большой круг. Наш большой круг – это наша земля с удивительным миром растений и животных. Сделайте шаг вперёд. Получился какой круг? (поменьше) Это – материк Евразия (показать на глобусе, на котором расположена наша страна. Сделайте ещё один шаг вперёд. Это (Россия). Ещё один маленький шаг – это… край. (если необходимо, то задать наводящий вопрос) Как он называется? (Краснодарский) На территории нашего края расположен Кавказский заповедник, сделайте маленький шаг и посмотрите, какой круг у нас получился? (совсем маленький). На глобусе это совсем маленькая точка (показать, но на самом деле это большой участок земли с лесами, реками, водопадами, озёрами.
- А кто знает, что означает слово «заповедник» или «заповедное место»? (это место, где оберегают и сохраняют редкие растения и животных)
- В настоящее время заповедник является домом для огромного количества животных, птиц, насекомых и других живых существ.
- Вы хотели бы побывать в заповеднике и больше узнать о животных? (ответы)
- К сожалению, как туристы, мы не сможем попасть в заповедник, но можем совершить видеоэкскурсию. Согласны?
(Воспитатель предлагает детям занять свои места)
(Переход к каждому последующему слайду совершается нажатием левой клавиши компьютерной мыши (ЛКМ)
Слайд 2
- Вы знаете, кого в природе называют царём зверей? (льва). Но львы у нас не водятся, поэтому «царём зверей» называют зубра.
Слайд 3
- Как вы думаете, почему? (это самое крупное животное)
- Давайте рассмотрим внешний вид зубра, что вы можете о нем сказать? (если дети затрудняются описать, то воспитатель задает дополнительные вопросы) Какое у него тело? Чем покрыто? Что видим на голове? Какие ноги у животного? Что видим на ногах?
- Как вы думаете, чем питается такое большое и сильное животное? (ответы детей).
По необходимости воспитатель дополняет детские ответы.
- Зубры любят сочную траву, едят листья кустарников и кору деревьев. Зимой ищут растения под снегом. А люди, работающие в заповеднике, заготавливают для них сено.
- Как вы считаете, у зубра есть враги? (ответы)
- В природе у них мало врагов. Но всё-таки им стоит бояться стаи волков. Почему?
Слайд 4
- Следующее животное, с которым я хочу познакомить вас – это тур.
- Рассмотрите его внимательно.
- Какое у него тело? Что видим на голове? На ногах?
- Как вы думаете, где живёт тур – в лесу или в горах? (ответы)
Слайд 5
- На территории заповедника много гор. Поэтому туру нравятся горные вершины. Посмотрите, как они ловко удерживаются на склонах.
- Туры питаются различными видами растений.
- Давайте вспомним, какими?
- Основным врагом тура является волк.
- Но сможет ли волк легко одолеть тура? (ответы) Почему?
Слайд 6
- О следующем нашем герое, вы узнаете, отгадав загадку.
На голове корона,
Как дерево растёт.
По лесу ходит гордо.
Копытом землю бьёт. (Олень)
(Кликнуть ЛКМ – откроется картинка)
- Олень - украшение Кавказского заповедника. Это самое красивое, благородное и гордое животное.
- Что является основной едой оленя? (трава, листва).
- Главным врагом оленя являются волки, но также на них охотятся леопард, рысь, и медведь.
- Скажите, чем может защититься олень от своих врагов? (Защищаются олени с помощью копыт и рогов).
Слайд 7
- А этих животных вы хорошо знаете. Они тоже обитают в Кавказском заповеднике. Посмотрите на них внимательно (зрительная гимнастика).
(Кликнуть ЛКМ - начнётся движение животных)
- Кто это? (заяц, лиса)
- Чем питается заяц? (кора деревьев, трава, листья)
- Поэтому заяц – травоядное животное.
Слайд 8
- Вспомните, а чем питаются зубр, тур, олень? (ответы)
(Кликнуть ЛКМ – появятся картинки того, чем питаются животные)
- Значит, какие это животные? (травоядные)
Слайд 9
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и познакомиться с другими животными.
Близко к ней не подходи,
Дружбы с ней не заводи.
Осторожно! Берегись!
Этот зверь лесная … (рысь)
Серый, грозный и зубастый
Рыщет по лесу всегда.
Слабаки его еда (волк)
- Подумайте и скажите, рысь, волк, лиса – это тоже травоядные животные? (нет – это хищники).
- Рассмотрите их. Что общего у них? (если дети затрудняются, то задать дополнительные вопросы) Чем покрыто их тело? Что вы видите на голове? Какие лапы? Для чего хищникам когти?
Слайд 10
- Чем питаются хищники? (мелкими животными, грызунами, птицами, птичьими яйцами)
(Кликнуть ЛКМ – появятся картинки того, чем питаются животные)
- Почему многих хищников называют «санитарами леса»? (Хищники охотятся на старых и слабых животных, помогая выживать сильным и здоровым).
Слайд 11
- Пришло время отдохнуть на лесной полянке и вместе с животными сделать разминку.
«На лесной полянке» (физминутка).
Чтобы день начать с зарядки Дети выстраиваются в один ряд
Звери утром на полянке перед педагогом
Встали друг за другом в ряд.
«Повторяйте!» - говорят.
Зайка шейку разминает, Медленные наклоны головы вперёд-
Наклоняя головой. назад - 2 раза
А енот руками машет. 1-руки к плечам, круговые вращения
«Повторяйте все за мной!». 2 раза вперёд, 2 раза назад
Волк наклоны выполняет, 1-руки на пояс, 2-наклон вперёд, руки
Чтобы у него спина вниз – 2 раза
Не болела никогда.
Мишка сел, а встать не может. 1-руки на поясе, 2- присесть, руки
Напрягается и вот - вперёд, 3-встать, руки на пояс -
Он поднялся. 2раза
И вы тоже.
«Повторяйте все за мной!»
Белки, как пружинки скачут. Руки на пояс, прыжки на двух ногах
Кто подпрыгнет выше всех?
Вот и мы с зарядкой нашей Ходьба на месте
Отдохнули лучше всех!
- Вы познакомились с животными Кавказского заповедника, успели отдохнуть на полянке, а теперь предлагаю вспомнить, с кем мы сегодня увиделись впервые, а кого уже давно знаем (выполнение игровых упражнений на закрепление материала).
Слайды 12-13
Игровое упражнение №1. Какое животное спрятано за фигурой
(У детей на столах находятся карточки с изображением животных).
- Посмотрите внимательно на экран. Кто изображён на слайде?
- Определите, какое животное спрятано за фигурой? Поднимите картинку с изображением того животного, которое как вы считаете, спряталось за прямоугольником (за овалом).
- По каким признакам вы догадались?
- Давайте проверим (если есть дети, которые не правильно подняли картинку, то направив курсор на изображение, и кликнув ЛКМ, картинка не откроется, а если правильно – фигура исчезнет и все увидят теневое изображение животного).
Слайд 14
Игровое упражнение №2. Найди в каждом ряду лишнего животного
- Давайте вспомним названия изображенных животных. Как вы считаете, какое из них лишнее в верхнем (нижнем) ряду? Почему? (если ребёнок назвал правильно лишнее животное, то, направив курсор на изображение, и нажав ЛКМ, картинка исчезнет, если нет, то картинка покачается и останется на месте)
Слайд 15
- На территории нашего Кавказского заповедника обитает огромное количество представителей животного мира. Многие из них находятся под угрозой исчезновения, поэтому они занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему именно красный цвет у этой книги? (Её так назвали потому, что красный цвет – это цвет опасности, он привлекает внимание)
- В Краснодарском крае есть своя книга (показать книгу).
- Как вы считаете, почему так много животных и растений занесены в Красную книгу? (ответы).
- В одной пословице говорится: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню». Что означает это высказывание? (Если каждый человек нанесет небольшой урон лесу, то много людей могут его разрушить)
Игровое упражнение «Что будет, если?»
- Ребята, что будет, если в реку один мальчик бросит бутылку из-под воды? А много детей это сделают?
- Что будет, если одна семья привезёт из леса охапку цветов? А много людей это сделают?
- Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную громкость? Все отдыхающие в лесу?
- Что будет, если один человек сломает ветку в лесу? А много людей?
- Что будет, если один человек поймает бабочку? А если все мы захотим поймать бабочек?
- Что будет, если один человек оставит мусор в лесу? А если все туристы будут оставлять мусор?
- Что будет, если не затушить костёр в лесу?
(В процессе игры подвести детей к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано)
- Подумайте, и скажите, что вы можете сделать, какие поступки совершить, чтобы защитить природу? (ответы)
- Ребята, наша акция в защиту животных показала, что вы не безразличны к судьбе не только лесных жителей, но даже тех, которых мы встречаем на прогулке, возле дома, во время отдыха на природе.
Слайд 16
- Я прошу помочь им не только словом, но и делом и предлагаю подготовить плакат, который будет напоминать всем людям о том, что каждый на нашей планете имеет право на жизнь: и растения, и животные, и птицы, и мы с вами. На столе лежат картинки с изображением животных. Выберите любую и прикрепите её на плакат. Фломастерами вы можете дорисовать цветы, траву.
(Дети выполняют задание под музыку. Кликнуть ЛКМ на значок «звук»)
- А теперь подумайте, где лучше нам разместить плакат, чтобы как можно больше людей его увидели? (выслушать все варианты детей и выбрать наиболее интересное решение вопроса).
- Наш плакат будет напоминать всем о бережном отношении ко всему живому. И пусть каждый день будет новым днём помощи!