аноним
Непосредственно образовательная деятельность по элементарному эксперментированию «Поможем маленьким человечкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
Тема: «Поможем маленьким человечкам»
Цель:
используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ, объяснить детям, почему природные объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными.
Задачи:
• познакомить детей с предметами в разных физических состояниях вещества (твёрдые, жидкие, газообразные, используя метод ТРИЗа – метод маленьких человечков;
• развивать интерес к исследовательской деятельности, к поисковой активности;
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по элементарному эксперментированию „Поможем маленьким человечкам“» размещена в разделах
• создать условия для развития творческого воображения;
• побуждать детей самостоятельно делать выводы и обобщения;
• упражнять в установлении причинно-следственных связей в явлениях неживой природы;
• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
• воспитывать культуру общения и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную деятельность.
Группа «Б» ОН для детей от 5 до 6 лет
Подготовила воспитатель Ивлева Л. Н.
2015-2016 учебный год
Оборудование:
Звуковое письмо от волшебницы Природы;
книга сказок; подсказки для детей;
3 стола:
на 1-м - камень, стекло, глина, металл;
2 - молоко, вода, сок;
3 - плотно закрытые пузырьки с пахучими жидкостями и веществами;
набор карточек «маленькие человечки» по количеству детей;
мольберт;
картинки: гора, вода, дым, стекло, железо, дерево, духи, песок, проволока и т. д. ;.
Схемы твёрдых, жидких, газообразных предметов;
Игрушки: машина, корабль, ракета
Обручи; смайлики улыбающиеся и грустные.
Металлофон.
Магнитофон.
Ноутбук.
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Встаньте, дети дружно в круг, я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
2. Основная часть
1) Воспитатель:
- Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло письмо. Интересно от кого?
Давайте прослушаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам волшебница Природа. У меня гостили друзья – маленькие человечки. Им надо отправляться домой, но в какой вид транспорта необходимо им сесть, они не знают. Помогите им! Рассадите человечков в нужный транспорт!»
«Чтобы вам было легче, посылаю книгу и подсказки, по которым вы будете помогать человечкам. Думаю, что вы сможете им помочь. Спасибо! До свидания! Ваша волшебница Природа».
-Поможем человечкам? (да)
2) Воспитатель: -Вот и первое задание: «Прочитать сказку о маленьких человечках»
-Усаживайтесь удобнее и слушайте внимательно. (читает сказку)
«Сказка о маленьких человечках»
Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им стало так обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: «Давайте возьмёмся крепко за руки и пойдём из этой страны, где нас никто не замечает». Так они и сделали.
Только они взялись за руки, как все их увидели.
«Посмотрите, какая большая гора, какой твёрдый камень, какое прочное стекло, железо и дерево», – говорили все вокруг.
«Что это с нами случилось? - удивились человечки, - мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем». Им стало весело и так хорошо, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали крепко держаться за руки, то превратились в бумагу, ткань, песок, проволоку. И их опять все увидели, так они находились все вместе. Ещё радостнее стало маленьким человечкам, и они стали пританцовывать на месте поставив руки на пояс.
Как только это сделали, с гор побежала вода. «Значит, если мы будем крепко держаться за руки или просто быть рядом, не держась друг за друга, то будем твёрдыми веществами, а если, поставим руки на пояс, то будем жидкостями», - сказали человечки.
А самые не послушные человечки не хотели держаться за руки, стоять рядом, держать руки на поясе и пританцовывать. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, ветер, дым, туман и запах маминых духов.
Так теперь и живут маленькие человечки. В твёрдых веществах они крепко держатся за руки или просто стоят рядом друг с другом. В жидкостях они пританцовывают, поставив руки на пояс. В газообразных веществах человечки бегают и прыгают».
- -В каких предметах живут твёрдые человечки?
-Жидкие человечки?
-Газообразные человечки?
- Я предлагаю вам превратиться в маленьких человечков и поиграть.
3). Игра: «Маленькие человечки».
Воспитатель показывает картинку с изображением предмета. Дети изображают, какие человечки живут в этом предмете (твёрдые, жидкие, газообразные). Твёрдый предмет – дети крепко держатся за руки или соприкасаются тыльными сторонами ладошек.
Жидкий предмет – дети держат руки на поясе. Газообразный – дети двигаются.
4). Воспитатель: - Вот наша вторая подсказка (нарисован твёрдый человечек)
-Подойдём к столу, где изображён такой же человечек.
Эксперимент «Твёрдые предметы».
-Рассмотрите, какие предметы лежат на столе. (Дети подходят к столу, берут предметы.)
Вопросы к детям:
-Какие предметы лежат на этом столе? (камень, железо, кусочек дерева, пластмассовая коробочка и т. д.)
-Скажите, какие в них живут человечки, как они себя ведут?
-Почему вы решили, что эти человечки крепко держатся за руки?
Дети проводят экспериментальную работу : стараются сломать предметы, отделить от них часть.
Делают вывод, что человечки так крепко держаться за руки, что предметы трудно сломать. (воспитатель показывает схемы твёрдых человечков) .
-Есть такие твёрдые предметы, которые можно согнуть, порвать.
-Как вы думаете, что это за предметы? ( дети называют: проволока, ткань, бумага, спичка и т. д.)
В этих предметах тоже живут твёрдые человечки, только они держаться не так крепко и группами (воспитатель показывает и рассматривает с детьми схемы)
5). Воспитатель:- - Вот наша третья подсказка (нарисован жидкий человечек)
-Подойдём к столу, где изображён такой же человечек.
- Что стоит на этом столе? (сок, молоко, вода, чай)
- Как вы думаете, можно ли отделить часть жидкости?
Проводим экспериментальную работу. Отделяем часть жидкости. Потом снова соединяем. Переливаем из одной ёмкости в другую.
- На этом столе собраны разные жидкости. В них живут человечки, которые не держаться за руки, а стоят рядом друг с другом и держат руки на поясе, поэтому они могут друг от друга отделяться. (воспитатель показывает и рассматривает с детьми схемы) .
6). Воспитатель:-На следующей подсказке нарисован газообразный человечек.
- К какому столу нам надо подойти? (правильно, к тому столу, где находятся предметы, в которых живут газообразные человечки).
- Что мы видим на этом столе?
Дети: На этом столе стоят коробочки. Коробочки сделаны из пластмассы. Пластмасса - это твёрдое вещество. В нем живут человечки, которые держатся за руки.
- А хотите, я вам покажу, где живут человечки, которые не стоят на месте. Поставьте перед собой ладошки и помашите ими на себя. Чувствуете, как что-то стучит вам по щёчкам?
-Что это? (воздух, ветерок)
- А вот в этих коробочках тоже живут такие человечки. Откроем коробочку, и вы их почувствуете. (Дети определяют, какие запахи (находятся) живут в коробочках. Воспитатель предлагает рассмотреть схемы газообразных человечков.)
Физминутка: Игра «Найди свой домик»
Детям раздают картинки с предметами разного агрегатного состояния. В обручах находятся схемы маленьких человечков (жидкий, твёрдый, газообразный). Дети под музыку прыгают, между обручами. По окончании музыки дети должны занять свой домик.
7). Воспитатель: Вот мы с вами рассмотрели и нашли, где живут наши человечки, а теперь человечки предлагают поиграть с ними ещё в одну игру, которая называется «Хорошо-плохо». Давайте сядем на ковёр. Перед вами лежат картинки различных предметов, вы по очереди должны взять картинку и рассказать, что в этом предмете хорошо, а что плохо.
( Камень: тяжёлый – плохо, может пригодиться в строительстве – это хорошо. Вода: можно промокнуть и заболеть – плохо, можно утолить жажду – хорошо.)
3. Заключительная часть
Воспитатель:- Вот и последняя подсказка. Перед вами 3 вида транспорта один - едет в горы, другой - везёт на море, а третий - летит в космос.
- Надо разместить наших человечков в свой транспорт. (дети рассаживают человечков на свои места)
-Молодцы ребята, вот мы и помогли человечкам занять нужный транспорт и отправиться домой. Вы справились.
Как нам сообщить волшебнице Природе, что мы помогли человечкам занять свой номер транспорта? ( ответы детей: написать письмо, нарисовать человечков). Вот мы сегодня вечером и напишем письмо волшебнице Природе, где вы расскажите, как помогали человечкам.
Рефлексия:
- Если вам понравилось помогать человечкам, поместите на доску смеющийся смайлик. Если вам не понравилось помогать, то поместите на доску грустный смайлик.