Ксения Нещеретная
Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 8 комбинированного вида г. Татарска
непосредственно образовательная деятельность
«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
для детей 4-5 лет
разработала:
педагог-психолог
I квалификационной категории
Нещеретная К. А.
Татарск 2020
Цель: знакомство детей с русским народным праздником масленицей и приобщение детей к русской национальной культуре.
ЗАДАЧИ:
Познавательное развитие :
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию в средней группе „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
познакомить детей с последним зимним праздником – Масленицей, посвящённого солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
вызвать интерес к русскому национальному празднику «Масленице», познакомить и рассказать о символе Масленицы;
воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни;
развивать свободное общение, взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми;
развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память;
вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в картинах великих художников.
Социально-коммуникативное развитие :
развивать свободное общение, взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми;
создание положительного настроения, активизация стремления к общению со сверстниками и взрослыми;
побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами.
Физическое развитие :
развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением;
развитие двигательной активности.
Художественно-эстетическое развитие :
совершенствовать навыки наклеивания и умения работать с клеем-карандашом;
развивать эстетическое восприятие, самостоятельность и инициативу.
Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД : групповая, музыкальное сопровождение, чучело Масленицы, блины, ведущий в образе Матрёшки, салфетки, клеёнка, клей-карандаш, шаблоны блинов, лучики, картины с изображением широкой Масленицы, раскраска Масленица.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) :
В группу входит педагог в образе матрёшки :
Здравствуйте, друзья!
Вот и я, весёлая матрёшка.
В гости вас я позвала
- Какое сейчас время года?
- А месяц?
- Кто знает, какую традицию мы соблюдаем в конце февраля? Кого мы провожаем и что встречаем?
Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем
Холод, зиму провожаем
А весну с теплом встречаем!
Пора зиму провожать
Весну - красную встречать!
- Совершенно верно, этот праздник называется Масленица.
- А что вы знаете об этом празднике?
- Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, а длится, масленица целую неделю, и всё это время хозяйки пекли блины или оладьи
- Как вы думаете, а почему пекут именно блины, а не пироги и торты?
- Совершенно верно, потому что именно блины являются символом солнца, весны, да и по форме именно блин похож на солнышко. И в старину на Руси в масленицу славили языческого бога солнца – Ярилу и этот праздник всегда означал приход весны и тепла.
Предлагаю внимательно рассмотреть картины, на которых изображены гуляния на широкую масленицу (дети рассматривают картины). Гуляния на масленицу всегда были шумными, весёлыми, с песнями и играми. Всю неделю веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами, а скоморохи и шуты пели частушки и прибаутки. Вот так, раньше на Руси гуляли на масленицу.
- Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Весна, весна красная!»
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью, (водят хоровод)
С радостью, с радостью
С великой милостью!
Со льном высоким (останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)
С корнем глубоким (приседают, руки опускают вниз)
С хлебами обильными! (бегут по кругу, взявшись за руки)
- Как мы говорили, символом солнышка является блин, предлагаю к бумажному блину приделать лучики и превратить его в солнышко, но сначала разогреем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Брынцы - брынцы»
Брынцы-брынцы (ладушки)
Пеките блинцы (хлопки ладонь о ладонь горизонтально)
Мажьте маслянее (глади ладонь о ладонь)
Будьте повкуснее!
Трын-трынца (ладушки)
Подайте блинца (протягивают руки вверх ладонями)
Аппликация «Солнышко»
Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги жёлтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне «солнца».
- А вы знаете, что самый обыкновенный блин можно назвать необыкновенными словами, слушайте внимательно и мне помогайте.
Дидактическая игра «Какие бывают блины»
На тарелке он один – называем просто…блин;
Много испекли их мы – тогда назовём…блины;
Испекли для дочек – назовём…блиночек;
Будет кушать их сынок – назовём тогда…блинок;
Огромный, как домище – назовём…блинище;
- Ну, а теперь предлагаю поотгадывать загадки:
Что на сковороду наливают
Да в четверо сгибают? (блин)
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб)
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят (пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое.
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье
Ну и объеденье! (бублик)
Из меня пекут ватрушки.
И оладьи и блины.
Если делаете тесто
Положить меня должны (мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю тёплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нём тогда, таких как я, будет целая семья (зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня (тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато когда сыта
От Федоры – теплота (печь)
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (колос)
- А в воскресенье – последний день недели мы провожаем зиму и просим у всех прощения. Люди делали соломенную куклу «Масленица», водили вокруг него хороводы, пели песни, делали всё, чтобы уговорить зиму уйти.
Предлагаю при помощи заклички позвать к нам в гости масленицу :
Как у наших, у ворот!
Собирается народ!
Мы сегодня зиму провожаем!
Весну красную встречаем!
Приезжай к нам в гости, Масленица,
На широкий двор –
На горах покататься,
В блинах поваляться
Сердцем потешаться!
(в группу вносят чучело Масленицы)
- Посмотрите, как красиво и нарядно наряжали чучело, в красивый сарафан, нарядный платок. Затем чучело сжигали на костре, а пепел разбрасывали по полю, для того чтобы год был урожайным.
А ещё это воскресенье называют прощёным – именно в этот день ходили друг другу в гости, а кто был в соре – мирились, просили прощения. Вот так заканчивалась масленичная неделя.
Ну и конечно же, главным угощением были блины, предлагаю повторить за мной блинную закличку:
Щедро зиму провожаем
Всех блинами угощаем!
(выносят блины, дети угощаются)
- ну, а теперь предлагаю пройти на ковёр, прилечь, закрыть глазки, слушаем музыку…
Релаксация «Мой котёнок»
Наигрался мой котёнок –
Милый, ласковый ребёнок
Вот свернулся он в комочек
Ему снится сон волшебный:
Небо, солнце и река…
А в воде прозрачной, чистой
Проплывают облака
Серебрятся спинкой рыбки
Мама лапкой по спине
Гладила, ласкала
И котё нку своему песню напевала:
- Мяу – мяу, мур – мур – мур
Милый мой котёнок
Как же я тебя люблю
Милый мой ребёнок
Глазки ты сейчас открой
И со мною песню спой: «Мяу!»
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать
Ручки выше поднимаем
Глазки открываем…
Заключительная часть (рефлексивный этап) :
- Что является символом солнца?
- Из чего делают чучело на масленицу?
- Зачем его сжигают?
- Что принято кушать в масленичную неделю?
- Ребята, а Масленица вам на память о себе дарит вам свой образ, но он не цветной, предлагаю вам дома её раскрасить.
Ритуал прощания:
Мы старались, мы трудились
И немного уморились
Отдохнуть нам пора
Всем спасибо, до свидания друзья!