качалова лена
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте «Буква Е» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте «Буква Е» в подготовительной группе
Вид деятельности детей : речевая, познавательно –исследовательская коммуникативная, игровая, продуктивная
Цель: познакомить с буквой Е
Темочки:
- Буква Е и звук [Е]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Программное содержание. Ознакомление с буквой Е. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.
Оборудование. Магнитная доска, контейнеры с магнитными буквами,
контейнеры с палочками Кюизенера и цветными шнурочками, рабочие тетради и «Мой букварь» по числу детей, контейнеры с цветными карандашами и ручками, предметные картинки, контейнеры с еловыми веточками разной длины, карточка с парами слов, карточка с наложенными изображениями букв.
Предварительная работа. Разучивание подвижного упражнения
«Упрямый ослик».
Планируемые результаты.
Структура занятия
I Вводная часть 3мин
II Основная часть 25мин
1. Работа с палочками Кюизенера
2. Работа по книге «Мой букварь».
3. Упражнение «Кто скорее?»
4. Работа в тетради
5. Подвижное упражнение «Упрямый ослик».
6. Игра «Два и три».
7. Упражнение «Составь слово».
8. Упражнение «Прочитаем пары слов».
9. Игровое упражнение «Прочитай слово».
III Заключительная часть 2мин
Длительность 30мин
I.Вводная часть
Развитие речевого слуха, навыков ориентировки на плоскости, тонкой моторики. Объявление темы занятия.
II.Основная часть
Воспитатель встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает детям занять свои места.
Дети садятся, педагог ставит перед ними контейнеры палочками Кюизенера
1. Работа с палочками Кюизенера.
- Для того чтобы узнать, чему сегодня посвящено наше занятие, вы должны выполнить мое первое задание. Возьмите из контейнеров по одной длинной палочке и положите ее на стол перед собой вертикально.
Дети выполняют задание.
- Возьмите по одной короткой палочке и приложите ее к длинной палочке справа вверху, расположив горизонтально. Дети выполняют задание.
-Возьмите еще по одной короткой палочкеи приложите ее к длинной палочке справа посередине, расположив горизонтально. Дети выполняют задание.
-. Возьмите еще по одной короткой палочке и приложите ее к длинной справа внизу, расположив горизонтально. Дети выполняют задание.
-Что у вас получилось? Кто знаком с этой буквой?
Д е т и. Это буква Е.
-Правильно. В начале слов. Сколько палочек нам понадобилось?
Д е т и. Четыре веточки, одна длинная палочка и три коротких.
-Как вы их расположили?
Д е т и. Мы положили вертикально длиннуюпалочку, а справа от нее одну
под другой на одинаковом расстоянии горизонтально положили короткие палочки.
- Молодцы. И получилась буква Ее, с которой мы сегодня знакомимся.
Воспитатель убирает палочки и контейнеры.
2. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Ее.
Посмотрите на доску. В верхней части левой страницы справа вы видите букву Ее. Это новая гласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Обратите внимание на то, что буква Ее красного цвета и под ней не нарисованы кружки. О звуках, которые она обозначает, вы узнаете в школе. Рядом с новой буквой вы видите картинку.
Послушайте стихотворение к ней.
Ежевику ела Ева.
Кустик справа, Ева слева.
- ставит на столики контейнеры с карандашами.
- Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Ее.
Дети выполняют задание.
- Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите на ней три буквы и узнайте, кто живет в норке под пеньком.
- ставит на столы контейнеры с магнитными буквами.
-Если вы нашли на картинке три буквы, выберите их из контейнера и составьте слово на доске. Каждый из детей составляет и читает слово ежи.
Воспитатель оценивает работу детей, убирает буквы и контейнеры, приглашает детей за столы.
- Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
1-й р е б е н о к. Ем.
2-й р е б е н о к. Еда.
3-й р е б е н о к. Ева.
4-й р е б е н о к. Енот.
1-й р е б е н о к. Ежи.
2-й р е б е н о к. Ежата.
4-й р е б е н о к. Едут.
1-й р е б е н о к. Место.
2-й р е б е н о к. Тесто.
- Теперь прочитайте слова под картинками.
3-й р е б е н о к. Енот.
4-й р е б е н о к. Тесто.
- И наконец, давайте все вместе прочитаем предложения.
1-й р е б е н о к. У ежа ежата.
2-й р е б е н о к. Под сосной енот.
- Великолепно. И последнее задание. Какие слова написаны
в нижней части страницы? Можете узнать по половинкам букв?
3-й р е б е н о к. Енот.
4-й р е б е н о к. Ежи.
- Вот так молодцы! Я могу гордиться вами! Закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.
3. Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ее из палочек и шнурочка. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.
Совершенствование навыков конструирования.
Воспитатель ставит на стол контейнер с палочками Кюизенера и цветными
шнурками.
-Давайте проведем соревнование: кто скорее сложит большую
букву Е из палочек и маленькую букву е из шнурочка. Выберите все, что вам
пригодится для этого.
Дети берут палочки и шнурки.
- Вы готовы? Раз, два, три. Начали.
Дети выполняют задание.
- Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания!
Значит, все стали победителями. Сложите палочки и шнурочки в контейнер.
Дети складывают палочки и шнурки в контейнеры. Педагог убирает контейнеры.
4. Работа в тетради. Печатание буквы Ее и слов с ней. Развитие тонкой моторики, навыков печатания.
Воспитатель раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками.
- Откройте тетради на с. 4. Что вы видите в верхней части страницы?
(Ежей, енота и букву Ее.)
- Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Ее, какие
карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить животных, и начинайте работу.
Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу.
- Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Е. Посмотрите, как я пишу букву Е на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо.
«Напишите» букву Е в воздухе. Дети «пишут» букву Е в воздухе.
- Теперь можете написать буквы в тетради. Дети выполняют задание. Аналогично воспитатель проводит работу по подготовке к печатанию буквы е.
Дети пишут 4 маленьких буквы.
- Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Слова и предложения мы будем писать на индивидуальных занятиях. Воспитатель собирает тетради, убирает контейнеры с карандашами и ручками.
5. Подвижное упражнение «Упрямый ослик». Координация речи с движением, развитие чувства ритма, подражательности.
Воспитательприглашает детей на коврик и предлагает выполнить знакомое
упражнение.
Ослик, ослик, ишачок,
Ослик — серенький бочок
Шел понуро по тропинке,
Нес с морковкой две корзинки.
Идут по кругу друг за другом, опустив голову, зало-
жив руки за спину.
Вдруг упрямый ослик встал: Останавливаются. Встают лицом в круг.
«Не хочу идти! Устал!» Машут правой рукой два раза.
Бьет копытом: чок! Чок! Чок! Ритмично стучат носочком правой ноги.
Трет о дерево бочок. Трут правой рукой правый бок.
Не упрямься, милый ослик,
Очень мы тебя попросим.
Изображают, как гладят ослика.
Вот тебе арбуза корка,
Вот тебе овса ведерко,
Вот пучок травы душистой,
Целый жбан водички чистой
И морковки две корзинки,
Что ты в гору нес на спинке.
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое выделенное слово.
Тут же ослик улыбнулся,
Улыбнулся, повернулся
И зацокал по тропинке,
И понес свои корзинки.
Улыбаются, поворачиваются и бодро шагают друг за другом, заложив руки за спину.
6. Игра «Два и три». Совершенствование навыков слогового анализа слов.
Воспитатель приглашает детей к магнитной доске, на которой находятся картинки.
- Рассмотрите и назовите картинки.
(Енот, ежата, еноты, ежи.)
Педагог помещает на доску цифры «2» и «3».
- Разделите эти слова на слоги и поставьте под цифру «2» те картинки, названия которых делятся на 2 слога, а под цифру «3» — те картинки, названия которых делятся на 3 слога.
Дети выполняют задание. Педагог убирает атрибуты игры.
7. Упражнение «Составь слово». Профилактика нарушений письменной
речи. Совершенствование навыка составления и чтения слов.
Педагог помещает на доску карточку с наложенными изображениями
букв Е, в, а.
- Внимательно посмотрите на карточку. Какие буквы вы видите
на ней (Е, а, в).
Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к доске и обвести пальчиком названные буквы. Дети выполняют задание.
- Попробуйте составить из этих букв имя девочки.
Воспитатель ставит перед детьми контейнеры с магнитными буквами. Дети составляют имя Ева.
- Почему это слово написано с большой буквы?
(Имена людей пишутся с большой буквы.)
-Правильно. Молодцы! Педагог убирает атрибуты игры.
8. Упражнение «Прочитаем пары слов». Профилактика нарушений письменной речи.
Воспитатель помещает на доску карточку с парами слов.
- Давайте прочитаем пары слов.
Д е т и.
Ева — Эва.
Ему — эму.
- Что разного в написании этих слов?
(Эти слова отличаются друг от друга одной буквой. В первом слове каждой пары буква е, а во втором буква э.)
9. Игровое упражнение «Прочитай слово». Профилактика нарушения
письменной речи.
Воспитатель помещает на доску карточку с наложенными изображениями букв е, е, н, о, т.
- Посмотрите внимательно на карточку. Какие буквы вы видите на ней?
(Н, т, о, е.)
Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к доске и обвести пальчиком каждую букву.
- Подумайте, какое слово можно составить из этих букв?
Д е т и. Енот.
Воспитатель ставит возле доски контейнер с буквами.
- Пройдите к доске и составьте это слово.
Дети составляют и читают слово.
III Заключительная часть
Оценка работы детей. Развитие связной речи.
Воспитатель подводит итог занятия. Дети рассказывают о том, что нового они узнали, что им было особенно интересно. Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.