Елена Решетникова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием ИКТ «Рисуем Жар-птицу»
Рисуем Жар-птицу (конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием ИКТ)
Программное содержание:
• создание в картине яркого художественного образа сказочной птицы на основе восприятия разнообразных видов искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, художественная литература) ;
• упражнение в творческом использовании изобразительных материалов и приемов рисования;
• развитие воображения, образного мышления, творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, чувства прекрасного;
• формирование информационной культуры, интереса к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием ИКТ „Рисуем Жар-птицу“» размещена в разделах
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Рисование
- Рисование по лексическим темам. Конспекты
- Сказочные птицы, жар-птицы, птицы счастья
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Жар-птица», листы бумаги формата А4, кисти №3, гуашь, салфетки, банки с водой, шерстяные нити, ватные палочки.
Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-горбунок»; просмотр мульфильма «Иван Царевич и Жар-птица».
Ход занятия
Занятие начинается с вопроса: «Что такое счастье?» (Дать детям возможность высказать свое мнение об этом.)
Рассказ педагога:
«Люди всегда хотели быть счастливыми. С древних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. И если сильно захотеть, то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит и к ним. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех - всех людей своим теплом. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом радость, добро и красоту. Но не к каждому прилетала птица. Лишь тот дом навещала она, где любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не отказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она птица Счастья!»
Педагог. Интересно, какая же она, эта птица Счастья? Давайте пофантазируем и попробуем представить, как бы она могла выглядеть.
Ведь это не простая, а удивительная птица. Значит, она должна отличаться чем-то от других птиц. (Высказывания детей.)
Педагог. Образ птицы Счастья, её описание встречается во многих сказках. Художники, музыканты также не раз обращались к этому прекрасному образу. Давайте и мы отправимся на встречу с этой сказочно удивительной птицей.
Просмотр мультимедийной презентации «Жар-птица».
Работа со слайдами
Слайд 2. Чтение загадки о Жар-птице:
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём.
При правильном ответе появляется её изображение.
Слайд 3-6. Показ слайдов сопровождается текстом, который располагается на них
Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи. Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие.
Когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.
Слайд 7-8. Показ и рассматривания различных вариантов изображения Жар-птицы
Слайд 9-10. Вопрос: На какую реальную птицу похожа Жар-птица?
(Павлин, лебедь)
При правильном ответе появляется изображение птиц.
В чем вы видите сходство?
Слайд 11. Вопросы:
В какой сказке встречается Жар-птица?
Иллюстрация к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» Ивана Яковлевича Билибина.
Из какой сказки эта иллюстрация?
Иллюстрация к сказке Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок»
Как зовут главного героя сказки, который сумел поймать Жар-птицу? (Иван)
Картина Виктора Михайловича Васнецова «Ковер-самолет»
Слайд 15-19. Рассматривание книжных иллюстраций о Жар-птице.
Слайд 20. Образ Жар-птицы в декоративно-прикладном творчестве.
Слайд 21. Уточнение цветовой палитры для Жар-птицы.
Скажите, ребята, какие цвета мы будем использовать в изображении Птицы Счастья?
Когда-то в нашем волшебном лесу жили удивительные птицы. И среди них была Жар-птица – красивейшая из птиц, благодаря своему яркому оперению. Там, где появлялась она, все расцветало и от этого становилось солнечно и красиво. Но злая волшебница позавидовала Жар-птице, поймала ее и превратила в бесхвостое создание. Опечалились все птицы сказочного леса и улетели далеко-далеко, подальше от злой волшебницы.
Но можно ли оставаться в стороне, когда к кому-то приходит беда? Как мы можем помочь несчастной Жар-птице?
Сегодня мы будем рисовать Жар-птицу необычным способом – нитью.
Сначала нам нужно сложить листок пополам, затем я окунаю нить в краску и кладу в середину листа, там, где должен появиться хвост Жар-птицы. Держу сверху левой рукой, а правой протягиваю нить через уголок. Открываю лист, получился хвост.
- Что надо сделать, чтобы наши птицы стали волшебными?
Дети. - Украсить её сказочными узорами.
Теперь я украшу хвост, при помощи ватных палочек отпечатаю разноцветные узоры.
Дорисуем нашей птице крылья и лапки.
- А теперь, когда наши птицы стали такими красивыми и сказочными посадим их на волшебную полянку.
Цветы на полянке рисовать мы будем не обычным способом, а смятой бумагой. Волшебные шарики смятой бумаги заменят нам кисточки. У вас на столах несколько листов, давайте помнём бумагу и сделаем волшебный шарик.
(по показу воспитателя дети сминают шарики из бумаги. Одновременно происходит разминка пальчиков и рук)
Воспитатель:
-У нас получились шарики смятой бумаги, они то нам и помогут в изображении волшебных цветов.
(воспитатель показывает способы изображения цветов, путём примакивания смоченного в краске смятого шарика к альбомному листу.)
Давайте вспомним с чего надо начать работу? Что потом?
Сначала разогреем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Самый малый малышок.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.
Наши пальцы – мастера,
За работу им пора.
Самостоятельная работа детей за столами (под музыкальное сопровождение). Индивидуальная работа педагога с детьми: помощь; обращение к образцам различных способов изображения красивого оперения хвоста, крыльев; совет в подборе цветовых сочетаний, технике работы.
В конце занятия выставка картин о Жар-птице - птице Счастья. Рассматривание рисунков.
Итог занятия.
Воспитатель. - Ребята, какими получились наши птицы?
Дети. - Красивые, сказочные, волшебные, необычные.
Воспитатель.
- Вот спасибо удружили, сколько птиц мы смастерили,
Будут жить они не в клетках, а в саду сидеть на ветках,
Будут песни распевать, вашу группу украшать.
Воспитатель. - А сейчас, закройте глаза и загадаете свое самое заветное желание, и оно обязательно исполнится.
Предложить детям ответить на вопрос:
«Что несет на своих крыльях в твой дом птица Счастья?»
Полюбоваться всеми рисунками, отметить их красоту и неповторимость, у каждого получилась своя птица, не похожая на других. Если стараться и очень хотеть, то счастье обязательно придет в ваш дом и семью. Давайте мы друг другу тихонечко, чтобы не спугнуть волшебную птицу, пожелаем друг другу (счастья)
Эти детские картины будут прекрасным украшением интерьера групповой комнаты или раздевальной. Их яркость и самобытность обязательно привлекут внимание зрителей.
В последующем, их можно оформить вместе с детьми в индивидуальные паспарту (эта работа может стать темой отдельного занятия по дизайну рамки) и подарить близким на одном из семейных праздников.
Счастья вам!