Ирина Сопова
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП «В гости к Русалочке»
▼ Скачать
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествие. Учить детей индивидуальному и совместному конструированию.
Задачи.
1. Образовательные :
- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП „В гости к Русалочке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Русалочка»
- Темочки
- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;
- Учить строить по предложенным схемам, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
- Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; - закрепить знания детей о водном пространстве Земного шара;
- Развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
2. Развивающие:
- Через игровую деятельность развивать у детей смекалку, самостоятельность.
3. Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, внимательность, умение слушать и слышать сверстников.
Наглядность: «Судовой журнал капитана»; плакат с изображением фрегата с парусами – геометрическими фигурами, геометрические фигуры (вставки) - -паруса, с цифрами 1,2,3,4 с обратной стороны; «календарик» - дни недели по порядку.
Оборудование:
• корзины с деталями LEGO;
• иллюстрации, схемы,, готовые постройки;
• запись «Звуки природы – МОРЕ»;
• дополнительные материалы для оформления рыб (полоски из самоклеющейся бумаги для глаз рыб);
• призы для детей (золотые рыбки);
Предварительная подготовка:
• Экскурсия по эко-зонам и знакомство с их обитателями;
• Чтение литературы, рассматривание иллюстраций
Ход непосредственно - образовательной деятельности.
Дети занимаются свободной деятельностью
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Поприветствуем наших гостей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что же интересное я нашла сегодня у нас в группе. Да это же сосуд и не простой, а волшебный. Давайте посмотрим что же там внутри. (Достают письмо –приглашение от Русалочки, читают его).
«Дорогие дети, пишет вам Русалочка! Мне очень нужна ваша помощь, Злая колдунья заколдовала всех моих друзей,жителей подводного царства, помогите мне их расколдовать.
Воспитатель: Ну что ребята, поможем Русалочке, вы согласны?
Ответы детей
Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие.
- Давайте вспомним, где живет Русалочка? (подводное царство)
- Как вы догадались?
- Какие водные пространства земного шара вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте подумаем:
Задание №1. Какие виды транспорта вы знаете?
наземный, воздушный, водный, подводный.
Воспитатель: - Какой вид транспорта наиболее подходит для нашего путешествия? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, мы отправимся в путешествие на корабле. Это будет морское путешествие. А помогать нам в путешествии будет морская карта. И прежде чем нам отправиться в плавание, мы должны проверить, все ли в порядке с нашим кораблем.
Задание №2. Открывает плакат
Ой! Ребята, оказывается злая колдунья совершенно не хочет, чтобы мы отправились на помощь к русалочке. Она решила нам помешать отправиться в путь и похитила паруса с корабля. А какие это были паруса, можно увидеть на этом рисунке. (Воспитатель показывает на фрегат)
Если мы правильно назовём цифру и форму паруса - значит, мы заменим похищенный парус новым.
Воспитатель: какой формы этот парус?
Этот парус треугольной формы
Воспитатель: какая цифра написана на этом парусе?
Цифра 1
Воспитатель: какой формы этот парус?
Этот парус прямоугольной формы
Воспитатель: какая цифра написана на этом парусе?
Цифра 2
Воспитатель: молодцы, 2 паруса уже на месте, остался ещё один.
Какой формы этот парус?
Парус квадратной формы
Воспитатель: какая цифра написана на этом парусе?
Цифра 3
Воспитатель: А какую геометрическую форму имеет этот парус?
Эта форма – трапеция
Воспитатель: какая цифра на этом парусе?
Цифра 4
Воспитатель: Вот теперь все паруса на месте, объявляется посадка. У вас на столах лежат числовые карточки, которые указывают номер каюты, в которой вы будете путешествовать. Вам надо расселиться по каютам, найдя своих соседей.
Игра "Расселение по каютам" (состав числа 3, 4, 5 из двух смежных чисел).
Можно занимать места на корабле, отправляемся в путь.
Воспитатель: Ребята,посмотрите на нашем корабле я нашла судовой журнал. Оказывается на этом корабле уже кто то путешествовал, и капитан корабля вел вахтенный журнал. Он записывал в него все, что происходило во время плавания. Давайте заглянем в судовой журнал.
Да тут задачки. Решим их?
«На следующий день после отплытия, команда встретила стаю морских акул». Ребята, какой это был день недели, если они отправились в путь в четверг? - Пятница
Правильно, думаю, что кому – то найти верный ответ, помог наш цветной «Календарь».
Обратить внимание детей на цветной «календарь», который висит на доске
Почитаем дальше: «Первые 3 дня пути стояла хорошая погода, море было спокойным, на 4-й ветер усилился и начался шторм». В какой день недели начался шторм? - В воскресенье
Предложить кому-то из ребят подойди к «календарику» и показать, как он определил день недели.
«Корабельный повар – кок, хотел побаловать команду замечательным борщом в воскресенье, но потом решил это сделать на 1 день раньше». Когда команда отведала борщ? - В субботу
Воспитатель: Молодцы ребята, как быстро вы все задачки решили.
Мы с вами подплываем, впереди нас ждет Русалочка, а вы помните кто были друзья русалочки? (ответы - герои сказки - Русалка Ариэль, принц Эрик, краб, морские рыбы, морской царь).
Воспитатель : Правильно ребята, и все они были жителями подводного морского царства. А каких еще обитателей морского дна вы знаете?
Дети: Морские ежи, морские лягушки, медузы, морские пауки, морские звезды, крабы, осьминоги, водоросли, кораллы.
Воспитатель: И вот, наша задача сегодня с вами помочь Русалочке вернуть ее друзей. Сейчас я приглашаю вас в волшебный мир Лего, для того чтобы мы могли с помощью конструктора сделать новых друзей для Русалочки.). Каждый из Вас построит своего жителя подводного мира, а помогут вам в этом наглядные схемы.
- Давайте на примере рассмотрим наших рыбок! (Приложение – «Виды морских рыб»)
- Из каких основных частей состоит тело рыбки?
- Какой формы эти части?
Ответы детей: (Голова, соединенная с телом, плавники (грудной и спинной, хвост. Тело рыбки округлое, вытянутое; сплющенное; плавнички и хвост имеют форму треугольника. Спинной плавник больше, чем грудной.)
Воспитатель: - Кто может сказать о размерах этих частей?
- Какие детали конструктора нам понадобятся для того, чтобы сделать наших рыбок?
Дети рассматривают: «Образец и схема постройки рыбки»
Ответы детей: (крупные кирпичики (с 12-ю кнопочками, средние – с 8-ю, маленькие – с 4-мя)
Воспитатель: - Правильно!
- Тело нашей рыбки - самое большое, оно состоит из крупных деталей (кирпичиков с 12-ю кнопочками);
(показать детали конструктора)
- одного или двух цветов; с добавлением для симметричности маленьких кирпичиков (с 4-мя кнопочками) (показать) для того, чтобы получилась округлая форма тела - сплющенная и обтекаемая.
- Плавники двух размеров - сверху большой, а снизу - маленький; обеспечивают устойчивое движение рыб в воде.
- Хвост большой и раздвоенный; его мы делаем из средних кирпичиков (с 8-ю кнопочками) (показ)
- Цвет хвоста может совпадать с цветом плавников.
Воспитатель: - А почему почти все рыбки разноцветной окраски?
- Для чего она (окраска) нужна рыбкам?
Ответы детей: (Пёстрая окраска рыб делает их незаметными, помогает укрываться от врагов и нападать на добычу, которая проплывает мимо них).
Воспитатель: - Правильно!
- Так как нашим рыбкам нужны водоросли, то мы и их сделаем!
- Как вы думаете, из каких деталей конструктора можно сделать водоросли?
Ответы детей: Их можно сделать из мелких деталей конструктора.
Воспитатель: - Вы правы! Водоросли мы будем делать из мелких деталей, а основание - из большой детали конструктора (с 12-ю или 8-ю кнопочками, (Приложение – «Схема постройки водорослей»)
Воспитатель: - Молодцы!
- А сейчас, перед началом работы, мы немного разогреем наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Воспитатель: - А теперь давайте поработаем! (воспитатель приглашает детей за любые столы, на которых разложены карты-схемы и Лего –конструктор)
Воспитатель: - Чудо – мастера принимайтесь за дела, вы кирпичики берите и Лего – жителей подводного мира соберите. Делаем наших рыбок и водоросли, чтобы было чем им дышать. - У вас у каждого на столе лежат схемы постройки морских обитателей и водорослей. Посмотрите. Они помогут справиться вам с заданием. (дети выполняют работу, опираясь на образец и собственный опыт)
Заключительная часть
Воспитатель: - Все задания выполнены, приступаем к заселению подводного царства, «расселяем» наших жителей.
- Думаю наш подарок очень понравится русалочке.
- А вам понравилось наше занятие? Что больше всего?
- Какой материал мы использовали для поделок?
- Давайте вспомним, что мы сегодня конструировали на занятии? Что нового узнали?
Ответы детей: ЛЕГО – конструктор. Мы конструировали рыбок, водоросли. Узнали об особенностях строения тела рыб, о роли водорослей в жизни водных обитателей.
Воспитатель: - Вы все молодцы! А вот и Русалочка ребята, она хочет сделать подарок вам за хорошую работу. - (Дарит каждому золотую рыбку, чтобы желания всегда сбывались)
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Русалочкой и ее друзьями и отправимся домой. Корабль в путь уже зовет, домой всех нас он отвезет.
Кораблик, быстро ты плыви, домой скорее отвези.
Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы.