Вера Тарлыкова
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений. «Гуси-Лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи :
• Упражнять в определении геометрических фигур, выделяя цвет, форму, величину и толщину, пользуясь схемой;
• Упражнять в умении определять цифры, используя осязательные анализаторы мелкой моторики и в умении выстраивать цифровой ряд;
• Упражнять в выполнении графического диктанта;
• Формировать навыки соотношения цифры с количеством предметов;
• Формировать умение ориентироваться на плоскости, используя технологию Эйлера;
Развивающие задачи:
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений, „Гуси-Лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси-Лебеди». Конспекты занятии по математике, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развивать внимание, усидчивость;
• Развивать навыки общения при обсуждении задания;
• Развивать зрительно – двигательную поисковую активность;
• Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
• Развивать способность производить действия в уме;
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей активное отношение к собственной деятельности, умение проводить реальную оценку;
• Воспитывать желание поддержать товарища при решении логических задач;
Словарная работа:
• Обогащать словарь детей названием цвета, формы, величины и толщины геометрических фигур;
• Формировать умение строить свои высказывания, употребляя сложные предложения
Предшествующая работа :
• Подготовка конспекта занятий, изготовление дидактических игр;
• Изучение схем игры с блоками Дьенеша на занятиях и в совместной деятельности; изучение способов выполнения заданий с кругами Эйлера;
• Игры «Геоконт», «Квадраты Воскобовича», «Гараж»;
• Рисование «Дорисуй…» (с геометрическими фигурами);
• Рассказывание и просмотр сказки «Гуси - лебеди»
Структура занятия:
Часть 1.
Игровой момент: дети встречают в сказке Настеньку, которой нужна помощь в спасении братца от Бабы-Яги. Для этого надо выполнять ряд заданий.
Часть 2.
1. Упражнение «Заплатки» (графический диктант)
2. Упражнение «Открой сундук» (набивные цифры)
3. Упражнение «Мостик через речку» (блоки Дьенеша)
4. Упражнение «Наливные яблочки в свои корзиночки» (с кругами Эйлера)
5. Упражнение «Пирожок» (карточки с количеством кругов)
Часть 3.
Настенька благодарит детей за помощь. Анализ занятия.
Материалы и оборудование
Раздаточный:
Набивные цифры и салфеточки, пирожки с цифрами и карточки с количеством кружочков, круги Эйлера, по 5 яблок красных маленьких, по 1 большому красному яблоку, по 3 больших зеленых яблока, листы в клетку и карандаши; схемы блоков Дьенеша
Демонстрационный:
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, сундучок, ключ, наборное полотно для цифр, «речка» из синей ткани, зеленый тканевый «берег», коробочка с блоками Дьенеша, противень.
Ход занятия
- Ребята, обратите внимание, кто нас встречает? Да, это Настенька. В этой сказке у Настеньки беда приключилась – налетели гуси – лебеди, подхватили ее братца и унесли на крыльях к Бабе – Яге. Бросилась она братца искать. На пути ей встречались печка, яблоня и молочная река. Просили они ее помочь им, но Настенька отказалась и пробежала мимо. Бежала она долго и увидела избушку Бабы – Яги. Братец у окна сидит и играет серебряными яблочками. Баба – Яга и спрашивает Настеньку: «Зачем явилась?» Девочка сказала, что за братцем.
Часть 1
Баба – Яга говорит Настеньке: «Садись покуда и залатай мне телогрейку». Сказала, закрыла избушку на ключ, спрятала его в сундучок и ушла сама. Помогите Настеньке - нарисуйте форму заплатки для платка Бабы - Яги. Пока Баба – Яга летала на ступе по лесной чаще, ветки деревьев цепляли телогрейку и она прохудилась. (Дети выполняют графический диктант). «3 клетки вправо, 5 клеток вниз, 6 клеток вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетки вниз, 10 клеток влево, еще 3 клетки влево, 10 клеток вверх». Молодцы, ребята, справились.
Часть 2
Пока Настенька ставила заплатку на телогрейку, выбежала мышка и пропищала, что Баба – Яга хочет ее и братца съесть. Мышка подсказала, как ключ из сундука достать. Для этого вам надо подойти к столу, где лежат салфеточки, и определить на ощупь, какая цифра спрятана под салфеткой. Только есть условие: подглядывать под салфетку нельзя. Кто правильно определит цифру, тот поставит ее на полотно к сундучку. Если все правильно выполните задание, сундук откроется.
Часть 3
Прибежала Настенька с братцем к речке и просит: «Речка - матушка, спрячь нас!». Речка попросила помочь ей построить мостик. У вас в руках блок – схемы. Определите свой камешек и расположите их друг за дружкой. (Педагог напоминает, как нужно находить свой камешек). Поблагодарила девочка речку и побежала с братцем дальше.
Часть 4
Какая красивая яблоня стоит перед нами. Да какие наливные яблочки. Прибежала Настенька к яблоньке и просит: «Яблонька спрячь нас». Яблонька и говорит: сорвите яблочки и сложите их в корзиночки: в красную корзинку все красные яблоки, а в синюю корзинку все большие яблоки. (Дети выполняют задание. Но на столе остается одно яблоко – оно и большое и красное. Что делать). Спрятала яблоня детей. Прилетели гуси – лебеди, покружились над яблоней, не заметили девочку с братцем и улетели.
Часть 5
Добежала девочка до печки: «Печка – матушка, спрячь нас!». Печка и говорит свою просьбу: выложите на противень нужный пирожок. Ребята, тут лежат карточки с кружочками и пирожки с цифрами. Вы сосчитайте, сколько кружочков на карточке и найдите пирожок с нужной цифрой. Нужный пирожок кладите на противень. Поблагодарила Настенька печку за помощь и побежала с братцем домой.
Часть 6
Настенька хочет с вами поиграть в игру «Молчанка». Я вам от имени Насти буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.
Примечание: 6 часть проводится, если педагог располагает временем для продолжения занятия.
К тому времени приехали родители с ярмарки и привезли детям гостинцы.
Анализ занятия:
1. Понравилось вам сегодняшнее путешествие в сказку?
2. Какие хорошие поступки мы с вами совершали в сказке и как?
3. Что вам больше всего понравилось?
Литература:
1. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера. – Москва, 2008.
2. Математика от трех до шести /Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : «Детство-пресс», 2003. - 176 с.
3. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников – СПб. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 128 с.
4. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
5. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.
6. Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010.
7. https://yandex.ru/images/search - картинки к сказке «Гуси – лебеди»