Светлана Кузьмина
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей с ОНР в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Закрепить умение понимать условие и вопрос задачи, выбирать правильное решение. Продолжать учить составлять задачи по картинкам и условным обозначениям. Учить выделять числовые данные задачи, формулировать арифметическое действие, находить его результат.
Закрепить состав числа 10 из двух меньших. Определять предыдущее и последующее число по отношению к названному. Составлять логические цепочки из геометрических фигур по двум признакам цвету и форме. Закреплять элементарные представления о времени. Развивать ориентировку на плоскости листа.
Оборудование:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Набор геометрических фигур, пирамидка, карточки с примерами, карточки с изображениями фруктов, знаки +, -, =, <, >; тетради в клетку, простой карандаш на каждого ребенка, цифры от 0 до 10, мяч, игрушка- домовенок Кузя.
Ход занятия:
Звучит сигнал к занятию (звонкое пение птички).
Дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: (показывает игрушечного домовенка, говорит за него).
К нам пришел домовенок Кузя.
Кузя: Здравствуйте, дети! Я так рад, что снова оказался у вас в детском саду.
Давайте поиграем.
Я знаю, что в старину дети забавлялись с деревянными, глиняными и
тряпичными куклами, играли в прятки, салки-догонялки. А вы в какие
игрушки играете? (ответы детей).
Воспитатель: Кузя, дети сейчас будут заниматься интересным делом.
(обращается к детям).
Кузя: Вы собираетесь учиться считать, а я надеялся поговорить с вами об играх и игрушках.
Воспитатель: Игрушки можно использовать и на занятии по математике.
Оставайся и посмотри, как дети учатся играя.
Игра с мячом «Назови скорее».
Воспитатель: Я буду бросать каждому из вас мяч, и задавать по одному вопросу. Вы на него ответите и вернете мне мяч.
Тот, кто правильно ответит, занимает свое место за рабочим столом.
(Называет детей по имени).
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, Апрель, Май,
Воспитатель: Какое сегодня число, какой месяц?
Дети: 23 апреля.
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Дети: среда.
Воспитатель: Если сегодня среда, то какой день был вчера и какой будет завтра?
Дети: Вчера - вторник, завтра - четверг.
Воспитатель: Сколько времен года ты знаешь? Назови.
Дети: Четыре. Осень – зима – весна – лето.
Воспитатель: Вова, кто стоит слева и справа от тебя?
Дети: Слева – Коля, справа – Софья.
Воспитатель: Ваня, что находится над тобой и под тобой?
Дети: Надо мной – потолок, подо мной – ковер, пол.
Воспитатель: Ксюша, посмотри на часы. Сколько сейчас времени?
Дети: 9 часов.
Игра: «Верный счет».
Воспитатель: Разложите по порядку цифры от 0 до 10.
- Покажите число: предыдущее перед 8;
- Покажите число: следующее за 6;
- Число больше, чем 9, но меньше чем 11 (10);
- Покажите соседей числа 2 (1 и 3);
- Покажите число меньше, чем 5 на 1 (4);
- Покажите число больше, чем 6 на 1 (7);
- Покажите число меньше, чем 3 на 3 (0);
- Покажите соседей числа 4 (3 и 5);
- Покажите число, в котором пусто (0);
- Покажите число стоящее после 7 (8).
Воспитатель: У меня на магнитной доске тоже цифры. Посчитаем от 1 до 10 и обратно.
- Кружки, с какими цифрами перевернуты?
- Почему именно с этими цифрами?
Дети: Цифра 3, потому что после 2 следует цифра 3. Перед цифрой 4 должна быть цифра 3. Между цифрами 2 и 4 стоит цифра 3.
Воспитатель: Кому весной особенно трудно живется?
Дети: Лесным животным.
Воспитатель: Почему?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Я вчера получила письмо из леса. Белочка просит о помощи: ей нужно прислать посылку с фруктами и овощами. Помогите мне выбрать из предложенных грибов и фруктов только те, что белочка ест. Но прежде чем вы их возьмете, надо решить пример, на карточке, которая лежит рядом.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цели Закрепить умение понимать условие и вопрос задачи выбирать правильное решение](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-298803-1421717508.jpg)
(Под спокойную музыку дети ходят по групповой комнате, находят карточки решают их, а муляжи фруктов и овощей укладывают в посылку вместе с воспитателем).
Воспитатель: Молодцы, «Посылку для белочки» мы собрали.
- Сколько грибов мы положили в посылку? (4)
Дети: четыре.
- Положите эту цифру на столе.
- Сколько фруктов положили в посылку? (6)
Дети: шесть.
- Положите эту цифру на столе.
-А теперь покажите знаком, чего в посылке больше – грибов или фруктов?
Дети показывают: 6 > 4
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит?
Дети отвечают.
-Соберём пирамидку.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Продолжать учить составлять задачи по картинкам и условным обозначениям](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-298803-1421717557.jpg)
-Закройте глаза.
(меняет составляющие части пирамидки местами.) Красивая получилась пирамидка?
Дети: нет, так не правильно.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Учить выделять числовые данные задачи формулировать арифметическое действие находить его результат](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-298803-1421717602.jpg)
Воспитатель: Так и в задаче. Решение не может быть перед условием, а вопрос после ответа. Софья, собери пирамидку правильно.
Давайте решим задачу.
Пошел ежик за грибами и нашел 4 гриба. Белочка дала ежику еще 2 гриба. Сколько грибов стало у ежика?
Решите эту задачу и запишите ее решение у себя в тетради (4+2=6).
Воспитатель: Почему на первом месте стоит цифра 4?
Дети: Потому что ежик нашел 4 гриба.
Воспитатель: Почему вы поставили знак «+»?
Дети: Потому что грибов стало больше.
Воспитатель: Почему нужна цифра 2?
Дети: Потому что белочка дала 2 гриба.
Воспитатель: Сколько всего грибов стало у ежика?
Дети: шесть.
Игра «Ручеек».
Воспитатель: Сегодня у нас ручеек будет по составу числа 10.
(Дети берут цифры и встают парами соответственно составу числа 10). Например: 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
Дети подходят к воспитателю и называют свою пару. Например: 1и 9, вместе10 и встают в ручеек. Следующая пара называет свои цифры, и тоже встают в ручеек. Так образуется ряд парных чисел, составляющих число 10.
Воспитатель: Выложим на магнитной доске логическую цепочку из геометрических фигур. Каждая следующая фигура должна отличаться формой и цветом.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Закрепить состав числа из двух меньших](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-298803-1421717646.jpg)
- Как можно назвать каждую группу фигур?
-Дети отвечаю: группа – кругов и группа – квадратов.
Воспитатель: Объедините фигуры в группы по цвету.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Определять предыдущее и последующее число по отношению к названному](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-298803-1421717663.jpg)
- Как называется каждая группа?
Дети: Группа голубых фигур, группа красных фигур.
Работа в тетрадях.
Воспитатель: В каждой тетради стоит точка, от которой надо начинать узор. Графический узор выполняется под диктовку воспитателя.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Составлять логические цепочки из геометрических фигур по двум признакам цвету и форме](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-298803-1421717693.jpg)
3 клетки вправо,1 клетка вверх,1 клетка влево,
1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз,
1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вправо,
1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх,
3 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево,
1 клетка вниз, 3 клетки вправо.
Дальше дети продолжают выполнять узор самостоятельно.
В конце подводится итог занятия.
Воспитатель и Кузя проходят по рядам, смотрят, как дети выполняют задания.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы порадовали меня своими знаниями. Спасибо!
- А теперь мы вас с Кузей приглашаем на прогулку поиграть с круглыми предметами. (На прогулке проводятся игры с мячом.)