Наталья Переслегина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Чудеса Зимушки-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Свойства снега и льда.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с закономерностями возникновения снега и льда: снег и лёд – это замёрзшая вода.
2. Уточнить представления детей о свойствах снега через эксперименты: белый, мягкий, хорошо лепится, холодный, быстро тает в руках.
Уточнить представления детей о свойствах льда через эксперименты: прозрачный, твёрдый, холодный, скользкий, быстро тает в руках.
Развивающие:
1. Формировать познавательный интерес к природе.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
2. Побуждать детей экспериментировать.
3. Развивать любознательность, творческое воображение детей, мелкую моторику, внимание, память.
Словарная работа: прозрачный, скользкий, твёрдый, мягкий, холодный, липкий, белый.
Оборудование: костюм Зимы; сумка – холодильник, 2 больших контейнера (со снегом) и 4 маленьких контейнера: 1 – с бумажными снежинками; 2 - со снегом; 3 – со льдом (кубики); 4 – с цветными льдинками; рукавички, одноразовые тарелки, 2 одноразовых больших стакана; бумажные салфетки; снеговики; бумажный снеговик, из трёх кругов; магнитная доска; бумажные снежинки (по количеству детей); цветные счётные палочки (по количеству детей); три больших подноса для построек; веточки, палочки; ведро со снегом; одноразовые скатерти белого цвета (4); экран, ноутбук, проектор, ёлки разного размера.
Логика построения организованной деятельности детей.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
К нам в группу пришло письмо. Давайте я прочитаю его.
Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Много дел накопилось в лесу, одной мне не справиться. Скоро буду у вас!
Подумайте, кто мог написать такое письмо?
У Хозяйки сто забот
Накопилось за год.
Пришла, взмахнула рукавом,
И стало всё белым - бело.
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)
Зимушка :
Здравствуйте, дети!
По лесам и по полям
Я спешила в гости к вам.
А сейчас, мои друзья, расскажу вам зимнюю сказку я.
Однажды зайчик выглянул из своей норки и очень удивился! Как изменился лес! Ведь только вчера он был серым и не красивым. А теперь вокруг белым – бело, повсюду снег! Это значит наступила зима!
Когда холодно из пушистых облаков падают на землю лёгкие снежинки. Если протянуть ладошку, то можно поймать снежинку. Получится ли её рассмотреть?
Посмотрите: какими красивыми бывают снежинки, если посмотреть на них близко-близко! Они очень похожи на звездочки. Снег на самом деле – замёрзшая вода. Просто зимой холодно, капельки воды, которые падают из тучи – замерзают и превращаются в снежинки.
В морозный день снег скрипит под ногами, а в солнечную погоду он блестит. Да, зима не только злая и лютая, но и волшебница, она украсила землю, укутала деревья и кустарники в белые снежные одежды. Посмотрите, как прекрасна природа зимой!
Ой, беда-то какая, ёлочки совсем без снега стоят! Что с ними может случиться?
- Ёлочки могут замёрзнуть.
А что нужно сделать, чтобы веточки на ёлочках не замёрзли?
- Веточки надо укрыть снежинками (снегом).
Зимушка : Да, много дел накопилось, одной мне не справиться. Я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Потеплее одевайтесь и в дорогу собирайтесь.
Как мы будем добираться? (Санки, лыжи)
Зимушка : Посмотрите, ребята, сколько в моём лесу ёлочек. Много или мало? Одинаковые они по высоте или разные?
Зимушка : Найдите ёлочку, на которой много снега. А под ёлочкой вы найдёте целый сугроб. Возьмите каждый по снежинке. А теперь немножко потанцуем с ними.
Речь с движением «Снежинка» и дыхательное упражнение.
Летят снежинки,
Кружатся,
Как бабочки порхают.
Поднимутся,
Опустятся,
И на ладошке – тают. (Дети кладут снежинку на ладошку и дуют на неё).
Зимушка : А теперь возьмите снежинки и положите её на любую ёлочку, где нет снега.
А почему снежинки у нас на ладошке не растаяли? (Снежинки бумажные, а не настоящие).
Сейчас я вам покажу чудо, а вы будете мне помогать. Я возьму несколько снежинок, положу в мой волшебный сундук (заранее в сундуке лежит снег) и посмотрим, что получится. Нужно подуть три раза (вдох через нос, выдох через рот).
1-2-3 - посмотри.
Чудо: превращение бумажных снежинок в настоящий снег.
Исследование снега.
Дети, потрогайте снег. Какой он?
- Холодный, белый, хорошо лепится …
- Давайте слепим снежки.
- Где быстрее растает снег? Почему? (В руках, на батарее, в воде, на солнышке).
- На ладошке снег растаял быстро.
- Во что превратился?
- В воду.
- Почему?
- Ладошки теплые.
- А почему на улице зимой снег не тает, а весной тает?
Дети вытирают руки. Воспитатель сливает воду с подносов детей в один прозрачный контейнер, показывает:
- Какая вода получилась из снега?
- Грязная.
-Такую воду пить можно?
- Нет.
- А снег есть можно?
- Нет.
- Почему?
- Потому что грязная вода получается из снега.
Наша игра со снегом в группе – только «минутка» радости, почему я так сказала?
Зимушка : Мы с вами убедились в том, что снег – это замёрзшая вода. Так ли это?
Зимушка : Ребята, я знаю здесь одну полянку, где живут мои друзья, они тоже очень любят зиму.
Человечки непростые:
Появляются зимой,
А весною исчезают,
Потому что быстро тают (Снеговики).
Зимушка : Посмотрите, сколько снеговиков. Из чего они сделаны? Ой, кто-то плачет? Ребята, посмотрите это же снеговик, только его кто-то сломал. А вы умеете лепить снеговиков? Давайте поможем ему.
Пальчиковая игра «Лепка снеговика».
1, 2, 3, 4, (загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили (лепим двумя руками)
1, 2, 3, 4, (загибаем пальчики по одному)
А потом снежок катили.
Получился первый ком.
1, 2, 3, 4, (загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили (лепим двумя руками)
1, 2, 3, 4, (загибаем пальчики по одному)
А потом снежок катили.
Получился второй ком.
1, 2, 3, 4, (загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили (лепим двумя руками)
1, 2, 3, 4, (загибаем пальчики по одному)
А потом снежок катили.
Получился третий ком.
Вместо носа ловко
Вставим мы морковку.
Глаза – угольки,
Руки – палочки…
(Дети могут предложить что-то дополнить).
Зимушка : Мне и моим друзьям – снеговикам, хотелось бы иметь свой дом. Только никак не можем решить, из чего лучше строить: из снега или льда? Снег у нас есть. Мы выяснили, что он состоит из замёрзшей воды. А где же нам взять лёд?
Сейчас я вам покажу ещё одно чудо, а вы будете мне помогать. Я возьму воду, поставлю в мой волшебный сундук (заранее в сундуке лежит лёд, и посмотрим, что получится. Нужно подуть три раза (вдох через нос, выдох через рот).
1-2-3 - посмотри.
Чудо: превращение воды в лёд.
Исследование льда.
Дети проходят за столы для опытов.
На столе в тарелочке комочки снега и кусочки льда.
Зимушка : А я предлагаю вам проверить.
• По прочности
Потрогайте пальчиком снег и лед, и скажите какой снег, какой лёд?
Снег - мягкий. А лед – твердый.
• По цвету
Мы уже выяснили, что снег – белый, а какого цвета лёд.
Возьмите цветную палочку и подложите под лёд.
- Что мы видим?
Лёд – прозрачный, сквозь его видно палочку.
А теперь потрогайте лёд рукой. Какой он? (холодный) А снег?
- На ладошке лёд тает? Во что превращается?
- В воду.
- Почему?
- Ладошки теплые.
Зимушка : Мы с вами убедились в том, что лёд – это вода, только в твёрдом состоянии. Так ли это?
Вывод:
Чем отличаются снег и лёд?
- Снег мягкий, а лед…
- Снег белый, а лед…
- А чем они похожи?
- Из чего лучше строить дом?
- Вытирайте руки. Оденьте рукавички.
Зимушка : Предлагаю вам построить дома из снега и льда. Поделитесь на группы по желанию. Все необходимые материалы вы найдёте на столах.
Можно выполнить это задание во время прогулки на участке.
Зимушка :
Спасибо, ребята, что помогли выбрать мне материал для нового дома. Я дарю вам цветные льдинки, которыми вы можете украсить свой участок.
Сейчас вам пора возвращаться в детский сад.
Дружно глазки закрываем,
До пяти я сосчитаю.
1,2,3,4,5,
Можно глазки открывать.
Воспитатель: Где вы сегодня побывали? Какие чудеса показала вам Волшебница зима?
А сейчас мы пойдём на прогулку и украсим наш участок цветными льдинками.