Елена Витальевна Хворова
Непосредственная образовательная деятельность «Весна» для детей подготовительной к школе логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
коррекционно-образовательные:
Закреплять и систематизировать знания по лексической теме «Весна» Уточнять и активизировать словарь по данной теме. Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений. Совершенствовать грамматический строй речи и навык подбора прилагательных и причастий, характеризующих признаки предмета, согласуя их с существительными в роде и числе.
коррекционно-развивающие:
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Весна“ для детей подготовительной к школе логопедической группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Развивать умение звукового анализа и синтеза слов. Упражнять в составлении слов из букв, из слогов (с определением ударного слога, в чтении слов. Упражнять в составлении цепочки из слов «Ток – кит», последовательно заменяя одну букву на другую. Закреплять умение составлять развёрнутое предложение и схему к нему. Совершенствовать умение отгадывать загадки, решать ребусы и составлять кроссворд. Продолжать учить работать в альбоме №3 «Упражнения по обучению грамоте в подготовительной логогруппе» из серии «Говорим правильно в 6-7 лет». Гомзяк О. С.
коррекционно-воспитательная:
Воспитывать чувства любви к природе. Повышать интерес к логопедическим занятиям по средством использования ИКТ.
Материал и оборудование:
Презентация «Весна»; мяч; предметные картинки; атрибуты для игры «Живое слово»; набор магнитных букв; наборы для выкладывания схем предложений на каждого ребёнка; карточки со слогами; листы для составления «цепочки слов», заполнения кроссворда и решения ребуса «Помоги бабочке» на каждого ребёнка, альбомы №3 «Упражнения по обучению грамоте в подготовительной логогруппе» из серии «Говорим правильно в 6-7 лет». Гомзяк О. С. Фишки- «бабочки» на каждого ребёнка
Интеграция областей «Познание», «Речевое развитие», «Социально –коммуникативная».
Ход нод.
Организационный момент.
Логопед:
Кто пришёл так тихо-тихо?
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла… (весна).
Логопед:
Мы знаем, что весной распускаются подснежники, но наши подснежники не распустились (слайд №1). Наверное, им надо помочь.
Кто прочитает, какое первое задание? (Слайд № 2)
Дети читают слово под картинкой подснежника: «Почему»
Игровое упражнение с мячом «Почемучка» на составление сложноподчиненного предложения.
Логопед кидает мяч и спрашивает:
- Скажите, почему ты думаешь, что сейчас весна?
Ребёнок:
- Я думаю сейчас весна, потому что греет солнце.
- Я думаю сейчас весна, потому что прилетели перелётные птицы.
- Я думаю сейчас весна, потому что распускаются почки.
- Я думаю сейчас весна, потому что птицы строят гнёзда.
Игра «Прочитай слово» на узнавание букв и составление из них слов.
Логопед (слайд № 3):
Логопед: На доске перепутанные буквы, надо их разобрать и составить из них слово.
Дети называют буквы и составляют из них слово «ВЕСНА»
Игра «Живое слово» на звуковой анализ и синтез слова «весна».
Логопед:
Договоритесь, кто будет первый звук, кто – второй, третий, четвёртый, пятый.
Далее дети выбирают соответствующий атрибут и составляют «живую» схему слова, дают характеристику каждый своему звуку.
Ребёнок:
Первый звук –Вь- он согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёной фишкой.
И т. д.
Игра «Составь слово из слогов»
Логопед (Слайд № 4): Помогите грачу прочитать слова и определить, какой слог ударный. Грач умеет говорить только «КАР»
Дети составляют слова, добавляя к слогу –кар - другие слоги: тон, та, тошка, ман, лик, и определяют ударный слог.
«Мультминутка» на снятие мышечного напряжения тела и снятия напряжения глазных мышц.
Игровое упражнение «Какой, какая, какое, какие» на согласование существительного и прилагательного, существительного и причастия в роде, числе.
Логопед:
У вас на картинках разные предметы, надо назвать как можно больше признаков этих предметов.
Ребёнок: Солнце – яркое, весеннее, горячее, лучезарное. Дерево – высокое, молодое, зеленеющее. Бабочка - красивая, весёлая, летающая, порхающая. Аналогично со словами лягушка, цветок.
Игровое упражнение «Придумай предложение»
Логопед:
Придумайте, пожалуйста, предложения со словами со своих картинок.
Дети придумывают предложения, составляют для него схему. Далее анализируют предложение, называя, какое слово первое, второе, последнее, есть ли маленькое слово-предлог, проговаривают, как пишется первое слово в предложении, чем заканчивается предложение.
Игровое упражнение «Цепочка слов».
Логопед: Сейчас, мы составим цепочку из слов, и первым словом нашей цепочки будет отгадка на загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
Дети: Ток.
Дети записывают слово.
Логопед: Следующее слово – отгадка на загадку.
Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте!
Дети: Сок.
Логопед: Какую букву надо убрать, а какую подставить, чтобы слово «ток» превратилось в слово «сок»?
Дети: Букву «Т» надо заменить на букву «С».
Дети записывают получившееся слово.
Аналогично со словами «кок», «кот», «кит»
Логопед:
Кто готовит всё по-флотски:
Макароны, борщ и клёцки,
кашу, блинчики, компот
Кухню камбузом зовёт?
Дети: Кок.
Логопед:
Он с усами, погляди-ка,
Любит громко он мурлыкать.
Дети: Кот.
Логопед:
Очень редко отдыхает,
Но всегда фонтан пускает,
Океаны бороздит,
Ну, конечно, - это
Дети: Кит.
Логопед: Прочтите цепочку слов и назовите первое и последнее слово.
Дети: Ток – сок – кок – кот – кит. Первое слово – ток, последнее – кит.
Кинезиологическое упражнение «Солнце»
Логопед проговаривает (Слайд №5):
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик (Дети ритмично поочерёдно сжимают в кулак и разжимают пальцы то правой, то левой руки, ладони при этом располагают вертикально)
Солнце в небе разгоняет
Тучки, тучки, тучки.
(Дети ритмично поочерёдно сжимают в кулак и разжимают пальцы то правой, то левой руки, ладони при этом располагают горизонтально)
Солнце нежно согревает
Щечки, щечки, щёчки. (Ритмично потирают щеки)
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки. (Постукивают по носу)
Игровое упражнение «Разгадай кроссворд»
Логопед:
Отгадайте загадку.
1. Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Дети: Солнце.
Логопед: Под цифрой «1» в кроссворде у вас уже записано слово, прочтите его и скажите, правильно ли мы отгадали загадку?
Дети прочитывают слово и делают вывод, что отгадали загадку правильно.
Логопед под цифрой «2» - отгадка на вторую загадку:
2. Рукавом махнул – дерево погнул.
Дети: Ветер.
Дети записывают слово «ветер» под цифрой «2» сверху вниз.
Логопед под цифрой «3» - отгадка на третью загадку:
3. На ветках —
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.
Дети: Почки.
Дети записывают слово «почки» под цифрой «3» сверху вниз.
3. 2.
1. С О Л Н Ц Е
Логопед: Какое слово в кроссворде записано слева направо? Прочитайте.
Дети: Солнце.
Логопед: Какие слова в кроссворде записано сверху вниз? Прочитайте.
Дети: Почки, ветер.
Итог непосредственной образовательной деятельности:
Логопед (Слайд № 6):
Посмотрите, ребята, наши подснежники распустились! Значит, мы всё выполнили правильно: составили из запутавшихся букв слово «Весна» и живую схему к нему. А что ещё мы делали?
Дети: Помогли грачу составить слова из слогов, составили предложения и схемы к ним, отгадывали загадки, составляли «цепочку из слов», разгадывали кроссворд, помогали бабочке.
Логопед: Мы молодцы!