Марина Судовская
«Удивительный воздух». Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи совместной деятельности :
1 Обобщить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета,легкий) и способах его обнаружения.
2 Способствовать познавательно- исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты,высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действий и слова.
3 Воспитывать у детей познавательный интерес,умение видеть удивительное в окружающем мире.
Публикация «„Удивительный воздух“, Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы» размещена в разделах
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров;полиэтиленовые пакеты, трубочки, пластмассовые стаканчики на каждого ребёнка;3 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, детские дневники наблюдений, простой карандаш на каждого ребенка, карточки – схемы, таз с водой, коробка.
Интеграция образовательных областей :Познание,Социально-Коммуникативное,Речевое, Художественно-эстетическое
Планируемые интегративные качества:
-знает свойства воздуха,умеет проводить опыты;
-устанавливает причинно- следственные связи, способен к мыслительной деятельности
-рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы (в речи отражает ход и результат экспер-ния, задает вопросы)
-проявляет познавательный интерес
Ход
(организационный момент) дети стоя полукругом
Воспитатель: Ребята,придя сегодня в детский сад,я нашла у нас в группе вот эти воздушные шары и коробку от тетушки Совы. Только не могу понять почему она написала,что шары удивительные.
По-моему самые обыкновенные воздушные шары. Помогите мне разгадать загадку тетушки Совы.
В. Мне кажется,что сам воздушный шар может что-то рассказать.
Ребята, а почему воздушный шар так называется?
(ответы детей)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
В. Да,это воздух. А что такое воздух? Разве его можно увидеть и почувствовать?
Дети: Можно
В. Помогите мне в этом убедиться.
(подвести детей к столу на котором,лежат целлофановые пакеты и стоит накрытый таз с водой)
В. Сегодня мы будем исследователями в нашей лаборатории. Давайте попробуем увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Д. Пусто.
В. А как вы догадались что пусто?
Д. его можно сложить в несколько раз
В. Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом?
Д. он изменил форму,наполнился воздухом и т. д
В. На что он стал похож?
Ответы детей
В. Воздух занял место в пакете. Теперь развяжите пакет,выпустите из него воздух. Что изменилось?
Д. Пакет стал пустым
В. Интересно,почему?
Ответы детей
В. Какой вывод мы можем сделать?
Д. Воздух прозрачный,чтобы его увидеть,его надо поймать в пакет, а потом выпустить.
Значит воздух есть вокруг нас. (на доску выставляется схема №1)
В.. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
В: - А давайте проверим! Садитесь за столы. На них стоят подносы со стаканами, в них вода. давайте вспомним правила работы с водой.
Ответы детей
В. Возьмите стакан к себе поближе трубочку.
давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
В. Какой можно сделать вывод?
Д. Пузырьки это воздух,который находится внутри нас, мы его вдохнули,а выдохнули через трубочку в воду и получились пузырьки. (на доску схему №2)
В. Давайте зарисуем этот опыт в наши дневники. Поставьте стаканы на место, а возьмите дневники и карандаши.
В. Молодцы, воздух мы увидели, а теперь давайте его почувствуем. Сможем мы это сделать?
Ответы детей
В. Для того,чтобы почувствовать давайте сделаем веера. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
Д, Ветер
В. А,что такое ветер?
Д. Движение воздуха
В. Правильно. Вот мы и почувствовали воздух. Давайте сделаем вывод.
Д. Воздух можно почувствовать с помощью веера или других предметов.
(выставляется схема №3, дети зарисовывают опыт в дневники)
Физминутка 2 раза
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Подвести детей к столу с тазом.
В. Дети, мы совсем с вами забыли, что тетушка Сова прислала нам не только шары,но и коробку. Давайте посмотрим, что в ней? Что это?
Д. камешки, баночки
В. А что можно делать с камешками?
Ответы детей
В А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
. Ответы детей
В. а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)
В- Почему вы так думаете? (ответы)
В - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)
В - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).
Д. Шарик легкий, а камешки тяжелые,поэтому тонут. Значит воздух легкий.
(выставляется схема №4)
В. Давайте посмотрим, что в баночках.
Д. Пусто
В. Откроем и понюхаем. Чем пахнет? (апельсин,чеснок и ничем)
В. Как вы думаете, почему баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
Получается, что собственного запаха у воздуха нет.
В. Давайте сделаем вывод.
Д. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
(выставляется схема №5)
В. Ребята, мы поняли с вами почему тетушка Сова назвала воздушные шары— удивительными. Давайте вечером напишем ей письмо, о том, что мы отгадали её загадку.
А теперь давайте вспомним все, что мы сегодня узнали о воздухе, а помгут нам в этом наши схемы
Итог: Что вам сегодня больше всего понравилось на занятии и кому вы об этом хотите рассказать?
Вот вам эти удивительные воздушные шары, а чтобы с ними было интереснее играть давайте потом нарисуем на них веселые рожицы.