Светлана Кондратьева
Непосредственная образовательная деятельность с элементами сказкотерапии «Ходит капелька по кругу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.
Задачи:
Обучающие: Уточнить значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях. Формировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот).
Развивающие: Развивать у детей познавательное отношение к природе. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Развивать умение договариваться друг с другом. Развивать интерес к экспериментированию.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность с элементами сказкотерапии „Ходит капелька по кругу“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде. Воспитывать чувство доброты, желание помогать окружающим.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры».
Оборудование и материалы:
Инвентарь для опытов: термос, зеркало, стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой. Конверты с заданием, пустой конверт, картинки-модели, картинки для обозначения команд. Проектор, экран, ноутбук.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».
Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка о водяном.
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня). Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда - то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?
(предложения детей)
Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.
1 слайд. Вход в сказку : «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
2 слайд. В сказке : На проекторе анимированное изображение подводного царства.
Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
Опыт №1 «Испарение воды»
Воспитатель: Ребята смотрите что там, скатертью волшебной прикрыто
(дети поднимают скатерть, там термос). Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим. Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. (ответы детей). Дети самостоятельно термос не должны открывать.
Это могут делать только взрослые. Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
(Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2 «Капли на зеркале»
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале).
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)
Воспитатель: Ребята представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
Воспитатель сопровождает текстом:
Облака парят легкие воздушные.
Подул ветер-ветерок.
Холодно-холодно.
Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? Что происходит? Вода просачивается, и земля становится влажной.
Воспитатель: Ну и как? Может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами его посмотрим фильм про капельку. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки,
а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
(дети отвечают)
Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется.
У меня распечатанные картинки, которые помогут нам, составить отчет для Водяного как вода путешествует. Конверта два, значит нужно разделиться на две команды. Рассчитайтесь на снежинки и дождинки (дети делятся на команды).
Воспитатель: Подходите команды к своим столам. (Команда «Снежинки» проходят к столам с изображением снежинки, а команда «Дождинки» к столам с изображением дождинки). (Воспитатель достает из одного конверта картинки и показывая детям дает инструкцию)
Воспитатель: Ребята, вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует. Картинки необходимо раскрасить и расставить в той же последовательности цифры на картинке, что происходило с капелькой.
(дети работают в командах)
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
- Ребята! Вода совсем исчезает?
- Что с ней происходит?
Воспитатель: Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.
Воспитатель: (к детям)
- Мы эти отчеты отправим Водяному. Водяному помогли? Воду пропавшую нашли? А теперь детвора! Нам в обратный путь пора.
3 слайд Выход из сказки : «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч)
Рефлексия: Воспитатель: Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному? Мы готовы всегда прийти на помощь другим? Кому понравилось путешествие? Хочу подарить вам на память о нашем сказочном путешествии вот эти веселые капельки.