Марина Апремова
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
«Все и хорошее и плохое человек получает в семье».
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.
Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Отсюда необходимость творческого союза родителей и воспитателей. Вместе развиваем мы у ребенка ум, характер, его взгляды на окружающий мир, от нас зависит, насколько его жизнь будет наполнена посильным полезным трудом и добрыми делами.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Неоспорим тот факт, что основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный. «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Помните, что успех патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Перед нами, взрослыми, стоит нелёгкая задача - донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. У ребенка-дошкольника Родина начинается с семьи. Когда ребенок тянется ручонками к матери и отцу - он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею.
Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Вспомнили? Рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте их знания: читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», слушайте и напевайте вместе песни о дружбе, добре, любви к Родине, занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте). Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода. Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом вашему ребёнку.
С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он родился. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй. Прививайте детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Потому что задача родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
С чего начать:
1. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
2. Обращайте внимание ребенка на красоту родного села, деревни. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
3. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
4. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, участка детского сада.
5. Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
6. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Помните, если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, он приобрел эмоциональный опыт, который является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом — одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств. Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, будет ли мир на Земле, будут ли дети жить в атмосфере тепла, солнца, любви, улыбок, и что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.
В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача! Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов! Решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!
Поделитесь любовью с детьми. Научите их быть патриотами, которые любят, ценят и гордятся своей великой страной.
Выучите с детьми:
Марий Эл. М. Майн
О, Марийский мой край, Марий Эл,
Ветвь Отчизны могучего древа.
Песней счастья тебя я воспел,
Проходя по земле твоей древней.
Ты мне дорог и мил с давних пор-
Надо мной трепетали дубравы.
Вышел мальчиком я на простор
Расстелил ты мне под ноги травы.
С тех пор в мое сердце втекли
Все твои серебристые реки,
И луга - украшенье земли,
И леса - вы со мною навеки.
Все со мной - и мелодии птиц,
И напевы девчат с ними реют
И любви моей нету границ -
Вся душа переполненна ею.
О тебе песни всюду я пел,
В дальней дали страну защищая,
Был со мною ты, мой Марий Эл,
Сторона бесконечно родная.
Ты и счастье мое, край мари,
Ты и жизнь, и заветная песня,
Ты и свет моей первой зари
Ив душе моей, и в поднебесье.
Я за все благодарен судьбе,
Не влечет меня доля иная,
Мои песни дарю я тебе -
Нет прекраснее Отчего края.
Пословицы
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Нет в мире краше Родины нашей.
Везде хорошо, но милее Родины нет.
На чужой стороне и весна не красна.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Читаем детям
Александрова З. «Родина»
Алексеев С. «Дом», «Первый ночной таран»
Жариков А. «Юнбат Иванов»
Жаров А. «Пограничник»
Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
Кончаловская Н. Отрывки из книги «Наша древняя столица»
Крылов Я. «Трехцветный флаг» Ладонщиков Г. «Наша Родина»
Лермонтов М. Ю. «Бородино»
Махотин С. «Этот дом со скрипучим крыльцом»
Орлов В. «Родное», «Я и мы», «Разноцветная планета»
Орлов С. Родина»
Прокофьев А. «Нет на свете Родины красивей»
Степанов В. «Родные просторы»
Яковлев Ю. «Мама», «Малая Родина»
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка».
Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания.
1. Что Вы понимаете под термином "патриотическое воспитание"?
2. Что для Вас означает выражение "быть патриотом"?
3. Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
4. Где, по вашему, ребенок получает основы патриотизма?
5. Как Вы считаете, кто несет ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
7. Рассказываете ли Вы своему ребенку о городе, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
8. Что лично Вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
9. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?