Елена Тихонюк
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Хозяйкины помощники. Быт казаков» по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хозяйкины помощники»
Цель: расширение представления детей о быте казаков в далеком прошлом.
Задачи:
Образовательная : обратить внимание на разнообразие вещей в казачьей комнате, активизировать в речи слова: чугунок, самовар.
Развивающая : развивать познавательный интерес к истории своего народа, развивать художественно-творческие способности детей.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Хозяйкины помощники, Быт казаков“ по познавательному развитию» размещена в разделах
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к жизни донских казаков, к донскому быту.
Возраст: 4-5 лет.
Методы и приемы: игровая ситуация, проблемные вопросы, беседа-диалог, рассматривание предметов быта казаков (музейные экспонаты, художественное слово, анализ, рефлексия.
Материалы и оборудование: «уголок казачьей хаты» с предметами быта - самовар, чугунок, печка, дидактические игры "Мужская и женская работа», «Щи», заготовки блюдца и чашек на каждого ребенка, цветы, листочки, клей, кисточки, салфетки матерчатые, влажные, планшеты.
Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие,
Речевое развитие, Художественно - эстетическое развитие
Формы организации: подгруппа.
Активизация словаря: чугунок, самовар.
Предварительная работа:
- Ознакомление с обрядами, праздниками;
- рассматривание альбомов, фотографий из жизни донских казаков;
- знакомство с предметами старины: самовар, чугунок; чтение русских народных сказок.
Развивающая предметно – пространственная среда: основная зона - «Казачья горница», зона «Мастерская» (для продуктивной деятельности).
Используемые технологии: коммуникативное общение; технология обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья.
Ход НОД
Организационный этап (4 минуты)
Введение в ситуацию.
Задача: мотивировать детей на включение в коммуникативную деятельность, используя имеющиеся знания и проблемный вопрос.
Ребята, сегодня я шла мимо музея и нашла на полу вот такой предмет.
(ПОКАЗ ДЕТАЛИ ОТ САМОВАРА)
На что это похоже?
Из чего сделана?
Вы ее где-нибудь видели?
А вы знаете, что это такое?
Подвести детей к постановке детской цели.
Если этот предмет был в музее, может быть, это что- то старинное?
Как узнать?
Но как же нам это сделать?
О, я знаю: при помощи волшебных слов!
«Повертелись, покружились, в прошлое переместились!
Основная часть-15 минут
Актуализировать имеющиеся представления у детей о жизни и быте казаков.
Мы с вами попали в казачий дом.
Повторение
- В казачьем доме кто живет?
- Кто считался главой семьи (самым главным?
- Какой он?
- Чем он занимался?
- Кто хозяйка в казачьей семье?
- Какая она?
- Чем она занималась?
- Мы вспомнили, чем занимались казак и казачка, и теперь можем поиграть.
Дидактическая игра «Мужская и женская работа»
Задача: закреплять знания о мужской и женской работе.
Игровое правило:
1. Обратите внимание, на столе все перепуталось (лежат предметные картинки с изображением мужской и женской работы).
Задание. Распределите между казаком и казачкой их работу.
Каждый возьмите по одной карточке, рассмотрите внимательно и скажите, чья это работа. Разложите карточки к казаку или казачке.
Есть ли здесь наша деталь?
Ребята, как выдумаете, что в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает»
- Этот предмет в нашей горнице самый большой?
-Печь - это сердце дома.
В старину говорили: «Печка — деревенская кормилица». Как вы думаете, почему?
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Рано утром казачка-мать вставала, пока ещё все в доме спали, приносила воды из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила вкусную кашу.
А кто из вас знает, в чем казачка варила кашу?
А у нас есть этот предмет?
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?»
-Кто знает, как он называется?
-Правильно, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве.
- Какой он по весу?
-Из чего сделан?
-Прочный он или хрупкий?
-Еда всегда удавалась на славу - вкусная, ароматная, особенно щи!
Дидактическая игра «ЩИ»
Задача: закреплять знания об овощах и фруктах.
- На столе лежат овощи и фрукты. Из них нужно отобрать овощи для щей.
Из чего готовят щи?
Выберите овощи, из которых варят щи.
Решение проблемы, поставленной в начале занятия.
-А здесь есть наш предмет?
-А сейчас я вам загадаю загадку,
Послушайте внимательно:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.
Этот предмет есть в нашей горнице.
-Как называется чайник, который сам варит чай?
-Правильно, это самовар.
Ребята, а какой самовар?
Ситуация успеха
(нашлась деталь)
Здесь есть наш предмет?
Для чего он нужен самовару?
Молодцы, какие вы внимательные!
За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай.
А с чем пили чай?
Может, и мы с вами попробуем испечь пирожки к чаю?
Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»
Задача: создать
эмоциональный контакт, развивать мелкую моторику рук.
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может.
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
— Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
Введение проблемной ситуации.
-Пироги мы с вами напекли, а чай из чего пить будем?
-Где мы их возьмем?
- Что делать?
- Предлагаю пройти в нашу мастерскую и украсить чашки для чая.
Продуктивная деятельность
«Укрась чашку».
На столе приготовлены заготовки цветов, фруктов для аппликации.
Образец готовой аппликации.
Задача:
создать условия для творческого самовыражения.
- Что вы здесь видите?
- Для чего это нужно?
- Посмотрите на блюдце. Какое оно?
- А чашка?
- Что можно с ней сделать, чтобы она стала красивой?
-Чем украсить?
Аппликация. Звучит казачья музыка.
-Выберите понравившиеся элементы и разложите их на чашке
- Обратите внимание, что узоры не должны выходить за контуры чашки.
- Работаем на планшетах.
-Аккуратно намазываем клеем элементы и приклеиваем, промакивая салфетками.
- Чашки готовы.
- Что нам нужно сделать дальше?
Образец приклеивания чашки на блюдце.
- Обратите внимание, что чашку приклеиваем на центр блюдца.
- готовую работу переворачиваем и намазываем клеем.
- Приклеиваем на общую картину.
Предлагает детям, которые справились раньше, помочь остальным.
Ситуация успеха
- Какая картина у нас получилась!
- Вам нравится?
Заключительный этап (2 минуты)
Рефлексия
Задача: формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности.
Нам пора в детский сад возвращаться:
«Повертелись, покружились, назад в садик возвратились».
-Какие вы молодцы! Вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что запомнилось?
- Что было трудно?
- Что интересно?
- О чем вы расскажете своим друзьям?
Организация перехода к другому виду деятельности
- А что мы с картиной будем делать?