Биленко Светлана
Непосредственная образовательная деятельность «Буква О»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность
НОД по подготовке к обучению грамоте
в старшей группе «Подснежник»
«Гласный звук О, буквы О, о»
Подготовила: Биленко С. В.
Интегрированные цели:
Развивающие: развивать мышление, внимание, память, графические навыки.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Буква О“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Обучающие: познакомить со звуком о, буквами О, о, учить давать характеристику звукам, формировать навыки фонематического восприятия, закрепить умение находить место звука в слове, составлять предложение по схеме.
Воспитывающие: воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование и материалы:
Рабочие тетради, простой, цветные карандаши, разносы, буква О, карточки слов, красные круги, схема предложения, листочки с буквами, презентация.
Методические приё мы:
Художественное слово.
Беседа.
Дыхательная разминка.
Знакомство со звуком О.
Найди звук.
Физминутка.
Словарная работа.
Дидактические игры.
Работа в тетрадях.
Самостоятельная работа.
Рефлексия.
Предварительная работа:
Беседы, работа в тетрадях, чтение художественной литературы.
Организационный момент.
- Ребята, к нам сегодня пришел гость, поздороваемся с ним. Он пришел посмотреть, как вы занимаетесь.
- Ребята, посмотрите кто это. Вы знаете этого героя? Как его зовут? Из какого он мультфильма?
- Ребята, кот Матроскин нам прислал письмо. (Показываю письмо) В письме он просит вас научить его читать.
Но чтобы научить его читать, вам нужно самим быть грамотными.
Будем учиться грамоте?
Повторение пройденного.
- (произношу звуки А, У) ребята, что вы слышите?
+ Звуки.
- Посмотрите, а это что? (показываю буквы А, У).
+ Буквы А, У.
- Чем отличаются звуки от букв?
+ Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
- Какие звуки бывают?
+ Гласные и согласные.
- Звук А он какой?
+ Гласный.
- Докажите, что он гласный.
+ При произношении гласных звуков, воздушная струя на своём пути не встречает препятствий. Гласные звуки можно долго тянуть, их можно петь.
- Какой точкой мы обозначаем гласный звук?
- Красной точкой.
Дыхательная разминка.
- Чтобы все звуки правильно произносить, нужно чтобы у нас было правильное дыхание. В этом нам поможет чудо – свеча. Если правильно подуете, то свеча зажжётся. Ещё подуем – теперь свеча погаснет.
Знакомство со звуком О.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, каким вы узнаете, если отгадаете загадку.
Модница крылатая, платье полосатое.
Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо.
- Кто это?
+ Оса.
- Да, это оса. А если их много, то как скажем?
+ Осы. Какой звук я выделила? + Звук О.
+ Звук О.
- Произнесём звук О все вместе, губки округлились и вытянулись.
- Воздушная струя на своём пути встречает преграду?
+ Нет, ещё этот звук можно петь и долго тянуть.
- Значит, мы можем сказать, что этот звук какой?
+ Гласный.
- Назовите слова на звук О.
+ Оля, орёл, осёл, орех, овощи…
Игра «Найди звук».
- Ребята, звуки прячутся в словах. Давайте определим, где прячется звук О в слове – в начале, в середине или в конце слова.
Слушаем слова и ставим красную точку на своих карточках:
ведро, слон, окунь–
Физминутка.
Солнце скрылось за домами, - «Солнышко» над головой.
Покидаем детский сад. – Шаги на месте.
Я рассказываю маме
Про себя и про ребят. – Показывают на себя, а потом на воображаемую маму.
Как мы буквы там учили, - Далее движение по тексту.
Как играли в чехарду,
Что мы пили, что мы ели,
Что читали в детсаду.
Знакомство с буквами О, о.
Звук О живёт в букве О. Вот она, посмотрите. Давайте, рассмотрим заглавную и строчную буквы О, о.
- Они похожи друг на друга?
+ Да, похожи внешне.
- А чем отличаются?
+ Одна буква большая, а другая маленькая.
- На что похожа буква О?
+ На солнце, колесо, часы.
Пальчиковая игра «Прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
Работа в тетрадях.
- Откройте тетради. Сейчас мы будем писать заглавную и строчную буквы О.
- Буквы О, о похожи друг на друга?
+ Да, похожи, отличаются размером.
- В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
(Показ печатание букв)
- Взяли карандаши, пишем большую букву О. Спинка прямая.
Работа над слогами, предложением.
- Ребята, что вы видите на доске?
+ Это схема предложения.
Из чего состоит предложение?
+ Предложение состоит из слов.
- Какие 2 правила мы знаем о предложении?
+ Каждое новое предложение пишется с большой буквы.
В конце каждого предложения ставится точка.
- Отгадайте загадку:
Сер,да не волк,
Длинноух,да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
+ Это ослик. –
- Посмотрите в нашей схеме предложения 2 слова, 3 слова, 4 слова, 5 слов.
Игра «Буква О потерялась».
- Ребята, возьмите листочки. Среди букв найдите букву О и обведите её красным карандашом в круг.
Рефлексия.
- Сегодня на занятии какой звук изучали? + Звук О.
Давайте закрепим его, запомним и поиграем в игру.
Игра «Будь внимателен». Я называю слова, если услышите звук О, то поднимайте красный круг. Если звука О нет, то не поднимайте. (Огурцы, кит, морж, дым)
- Молодцы вы запомнили и в скором будущем мы поможем научиться читать Матроскину.
- Занятие подошло к концу. Сегодня все хорошо работали. Молодцы!
Литература
1. Е. О. Астафьева. Играем, читаем, пишем. – СПб, «Детство -Пресс», 1999.
2. Т. А. Воробьёва, Т. В. Гузенко. Леворукий ребёнок. – СПб, Литера. 2013.
3. О. С. Гомзяк. Говорим проавильно. – М. : издательство «ГНОМ и Д», 2007.
4. С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. Формируем навыки чтения. – М. : издательство «ГНОМ и Д». 2007.
5. Д. Г. Шумаева. Как хорошо уметь читать! – СПб, «Детство - Пресс», 2000.