Екатерина Пронина
Проектно-исследовательский метод в процессе формирования экологической культуры дошкольника
Проектно-исследовательский метод в процессе формирования экологической культуры дошкольника
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т. д. Всё это объекты исследования. Моя задача, как педагога, помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.
Публикация «Проектно-исследовательский метод в процессе формирования экологической культуры дошкольника» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проектная деятельность – это осознанная добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
У детей дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, поэтому, педагогический процесс должен строится на наглядных и практических методах.
При составлении плана работы над проектом поддерживаю детскую инициативу. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. В работе над проектом соблюдаю принцип последовательности и регулярности, создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя, индивидуальный подход, К работе над проектом подхожу творчески, ориентирую детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Цель моей работы - формирование у старших дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
Задачи
• Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
• Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы : изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
• Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.
В ходе работы, были проведены следующие проекты :
Проект «Чистая водица»
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде как к важному ресурсу, то есть воспитании экологического сознания.
Задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде.
3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Активизировать словарь ребёнка.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Дети узнали для чего нужна вода человеку, свойства воды, для чего ее необходимо беречь. Провели опыты по загрязнению и очищению воды.
Проект «Волшебный песок»
Цель: Познакомить дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, удовлетворение потребности детей к действиям с природным материалом.
Задачи:
1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – сыпется, влажный – лепится).
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Рассмотреть форму песчинок.
Дети узнали свойства песка, ощутили его на ощупь.
Проект «Лук - наш друг»
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи:
1. Воспитать бережное отношение к растениям как к живым существам, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
2. Закрепить представление о луке, особенностях внешнего строения.
3. Формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста.
4. Выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста.
5. Способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.
Дети наглядно увидели, что для роста луковых перьев нужна вода и свет.
Проект «Мир семян»
Цель: Формировать у детей системы знаний о развитии растений из семян, научить устанавливать последовательность стадий развития растений,
Задачи:
1. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
2. Развивать связную речь.
3. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
4. Формировать представления детей о разнообразии семян, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.
Дети просматривали, как появляется росток петрушки, поливали и ухаживали за ростками.
По итогам реализации проектов были достигнуты положительные результаты. Каждый ребёнок, участвующий в проекте испытывал чувство гордости за достигнутый результат. В ходе работы над проектами у воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься элементарными экологическими проблемами. Дети активны в стремлении заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности
Таким образом, взаимосвязь и проведение разнообразных видов деятельности: речевой, познавательной, художественно-продуктивной, исследовательской в рамках проектов способствовала развитию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
4. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.