полина лупачева
Некоторые этапы литературного пути детской писательницы В. А. Осеевой
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 74 «Семицветик» г. Смоленск. Лупачева П. В., Володченкова Е. Ю.
О некоторых этапах литературного пути детской писательницы В. А. Осеевой
В литературу В. А. Осеева пришла не сразу. Вначале она занялась педагогической работой в детских коммунах, игравших важную роль в жизни страны после революции. Дети очень полюбили молодого педагога, с чутким и отзывчивым на чужую боль сердцем. В своей работе ее прежде всего волновали нравственные вопросы, ей было важно дать понять детям «что такое хорошо и что такое плохо». В дальнейшем нравственно-психологические проблемы молодого поколения, известные Осеевой по собственному опыту, стали основой всего ее творчества.
Публикация «Некоторые этапы литературного пути детской писательницы В, А, Осеевой» размещена в разделах
В 1937 году она написала свой первый рассказ «Гришка». Перед самой войной вышел ее первый сборник рассказов «Рыжий кот». С этого момента она уже становится профессиональной детской писательницей. Важно отметить, что педагогическая работа, которой Осеева занималась 17 лет своей жизни, не прошла даром: она принесла глубокие знания психологии детей, умение общаться с ними, понимать их желания, мечты, психологические состояния.
Тема воспитания и самовоспитания стала основной у В. А. Осеевой. На протяжении всего своего творческого пути она руководствовалась принципом выдающегося писателя и критика В. Г. Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания…». Особенно это относится к сборнику рассказов для дошкольников «Волшебное слово». Своего читателя она знакомит с основами этики, поведения, проникнутого ответственностью за свое поведение в человеческом обществе. Достаточно сжатые, но ёмкие и содержательные рассказы повествуют о вежливости, честности, учат уважению к старшим. И всё это на очень убедительных примерах.
Опираясь на художественный опыт Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского, писательница освоила достаточно трудный жанр - короткий рассказ с поставленной в нем четкой воспитательной целью, пригодный для обучения чтению и в то же время рассматривающий основные жизненно важные темы («Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Печенье» и др.). Скрупулезный отбор речевых средств, умелое построение текста, точность в выборе сюжетообразующего конфликта обеспечили этим произведениям важное место в книгах для чтения дошкольников и хрестоматиях младших школьников. Сюжеты рассказов взяты из жизни детей, постоянно сталкивающихся с вопросами нравственного характера, оценкой своих и чужих поступков. Герои, а вместе с ними и читатели, учатся воспринимать незыблемые законы достойной жизни человека среди людей. Так, известный сборник «Волшебное слово» представляет собой кодекс моральных правил, вытекающих непосредственно из общего хода повествования. Некоторые названия рассказов уже сами по себе дают ребенку четкие представления о добре и зле, ставят перед ним определенный нравственный вопрос: «Хорошо», «Чего нельзя, того нельзя», «Кто хозяин?».
В ранних рассказах В. А. Осеевой представлены совсем маленькие герои, круг их общения невелик: родители, друзья во дворе, в детском саду, школе. В основу построения сюжетной линии положено контрастное сравнение положительных и отрицательных героев. Например, в рассказе «Кто хозяин?» один из персонажей ясно определяет свою позицию в отношении сложившейся непростой нравственно-этической ситуации. Не думая о своем спасении, не оглядываясь на позицию своего товарища, он делает все для спасения попавшего в беду четвероногого друга. Взрослые персонажи в рассказах писательницы, как правило, играют роль нравственных наставников, выражающих позицию автора. Это четко просматривается в таких рассказах как «Волшебное слово», «Подарок» и многих других.
Одними из факторов, предопределивших популярность произведений В. А. Осеевой, были их достоверность и правдивость. Осеева преображала в художественную реальность действительно существовавшие факты, явления, события, характеры, которые были частью ее собственной жизни. Детская писательница не просто знала особенности своего времени и своих современников, о которых писала в рассказах, но очень глубоко переживала все повествуемое как нечто личное, коснувшееся ее непосредственно.
Произведения В. А. Осеевой пользуются заслуженным вниманием читателей и требуют осмысления и изучения как с филологической, так и с педагогической точек зрения.