Елена Хаяйнен
Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема особенностей супружеских отношений на разных этапах жизнедеятельности семьи остается недостаточно исследованной.
Так, применительно к супружеским отношениям А. Г. Харчев [по 3, 25] пишет: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях». Психологические отношения в браке объективны по форме своего проявления, но субъективны по своей сущности. Таким образом, диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного в полной мере проявляется в семейной сфере.
Публикация «Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Супружеские отношения - это, прежде всего эмоциональные отношения, основанные на любви.
Л. Я. Гозман [5] указывает на многоаспектность эмоциональных отношений, аттракций. Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Можно разграничить любовь и симпатию или расположение, которое обычно выражается посредством слова «нравится». Уже в обыденной речи «любовь» и «расположение» различаются не только количественно «любовь как высшая степень расположения», но и качественно. «Расположение» - более или менее положительная недифференцированная установка, отношение к другому человеку, в котором доминирует оценочный компонент. Любовь – не расположение, а напряженное влечение к нему, страстное желание быть рядом, заботиться о нем, быть ему нужным.
Представители же структурного подхода большое внимание уделяют ролевой структуре семьи, основными параметрами которой является характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья (супружеская пара) на данной стадии своего жизненного цикла [5].
Характер распределения функций и мера участия супругов в решении проблем является основанием для установления семейной системы.
Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех ее членов. Роль — нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, выработанными и принятыми группой, т. е. определенными правилами, которым необходимо подчиняться для реализации совместной деятельности группы [1]. Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения. Имеют место также контроль над выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль.
Чтобы семья эффективно функционировала, ее ролевая структура должна отвечать следующим требованиям:
непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;
выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи;
принятые роли должны соответствовать возможностям личности, не должно быть явления «ролевой перегрузки».
В ролевой структуре семьи выделяют план межличностных и план конвенциональных ролей. Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением и регулируются правом, моралью, традициями; они стандартизированы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации. Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения.
Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Благодаря уравновешенному типу реагирования семейная жизнь человека становится насыщенной и полной смысла.
Таким образом, гармонию семейных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:
- эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;
- сходство их представлений, видения себя, партнера, социального мира в целом;
- сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;
- общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.
В настоящее время проведены исследования: Т. Н. Соколиковой [по 8] в области поведения супругов в период ожидания ребенка, [по 8], Адмиральской И. С. [по 8] в области отношение супругов к себе и друг к другу, и их удовлетворенность браком, Щукиной Е. Г., Соловьевой С. Л. [по 8] в области проблем так называемо «добровольно бездетной семьи» и другие.
Е. Б. Соколова [8] выдвигает гипотезу о том, что с появлением второго ребенка отношения между супругами практически в ста процентах случаев ухудшаются. Это объясняется тем, что родители с головой уходят в дела, связанные с выстраиванием имиджа своих детей, в результате чего у родителей не остается времени и сил на общение между собой, на свои интересы. К тому же дети не довольствуются пассивной ролью, они активно захватывают все больше приватной родительской территории в доме, все больше требуют внимания к себе, т. к. практически неизбежна ситуация соперничества между двумя детьми.
Нами [9] была выдвинута гипотеза исследования того, что в семьях с одним ребенком и в семьях с двумя детьми супружеские отношения будут характеризоваться некоторыми особенностями :
- степень согласованности семейных ценностей супругов в семьях с двумя детьми будет выше, чем в семьях с одним ребенком;
- общий уровень эмоциональных отношений в супружеской диаде выше в семьях с двумя детьми, чем в семьях с одним ребенком;
- критерии межсупружеского общения будут различаться в семьях с двумя детьми и в семьях с одним ребенком.
Выборку составляли молодые семьи - 25 семейных пар с одним ребенком и 25 семейных пар с двумя детьми, где первый или второй ребенок является дошкольником.
Наше исследование выделило достаточно интересные закономерности.
Так, при изучении рассогласованности семейных ценностей при помощи методики А. Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) [6] были выявлены глубокие расхождения в таких ценностных сферах между мужем и женой, имеющих одного ребенка, как:
- интимно-личностной у 60% выборки;
- эмоционально-психотерапевтической у 64% выборки;
- хозяйственно-бытовой у 40% выборки;
- родительско-воспитательской у 40%выборки.
А у семей имеющих двух детей была выделена только рассогласованность по двум ценностным сферам таким, как:
- родительско-воспитательской у 43% выборки;
- внешняя привлекательность у 36% выборки.
Как мы видим, с проживанием и решением совместных задач нормативных кризисов семьи, супруги с появлением второго ребенка имеют более согласованные ценности, чем супруги, имеющие только одного ребенка.
Однако, проблематичным полем остается сфера ценностей семьи касающаяся родительско-воспитательской функции независимо от количества детей, что и является полем деятельности психолога - консультанта.
Изучение понимания, эмоционального притяжения и авторитетности у супружеских пар при помощи методики А. Н. Волковой, в модификации В. И. Слепковой - ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) [4] показало, что значимые различия существуют в семейных парах с одним ребенком, только по шкале эмоциональное притяжение (Ф тест 0,001, а у пар имеющих двух детей значимых различий не было выявлено. Тем самым у супругов имеющих одного ребенка есть некоторая разобщенность в привлекательности партнера, желание общаться с ним, иметь с ним дело.
Проведенный анализ результатов опросника З. Рубина, в модификации Л. Я. Гозман и Ю. Е. Алешиной «Шкала любви и симпатии» [1] показал, что значимые отличия у семейных пар с одним ребенком наблюдаются по шкалам:
- любовь (Ф тест 0,33)
и общий уровень эмоционального отношения в диаде (Ф тест 0,37)
А в парах с двумя детьми такие значимые отличия выделены только по шкале - симпатия (Ф тест 0,32, а вот общий уровень эмоционального отношения в диаде не имеет различий, что указывает на более благоприятный эмоциональный фон в супружеских отношениях для этих семей.
Результаты диагностики Алешиной Ю. Е., Гозмана Л. Я., Дубовской Е. М «Общение в семье» [6] показали только общие тенденции различий в парах с одним и двумя детьми. В том и другом случае значимые отличия между супругами наблюдаются в семьях по шкалам :
- общие символы семьи (Ф тест, соответственно 0,15 и 0,04)
- легкость общения между супругами (Ф тест, соответственно 0,19 и 0,02)
При этом наблюдаются более высокие показатели по всем шкалам у супругов, имеющих двух детей, что и говорит в пользу улучшения показателей общения между ними.
Подводя итоги исследования в целом, хочется отметить наметившуюся тенденцию в том, что с увеличением числа детей и проживанием нормативных кризисов в супружеских отношениях намечается позитивные сдвиги в целом в большинстве сфер ценностей семьи. Тем самым укрепляется так называемый «фундамент» семьи, и также позитивно возрастает эмоциональная сторона супружеских отношений и показатели общения в семье.
Литература:
1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я. ,. Дубовская Е. М. Социально - психологические методы исследования супружеских отношений. (Спецпрактикум по социальной психологии). – М. : Изд-во Моск. Унив-та, 1987. С. 78 – 90
2. Андреева Т. В. Психология современной семьи. - М. 2005, С. 309.
3. Голод С. И. ХХI век и тенденции сексуальных отношений в Россию - СПб, 2001, С. 25.
4. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова. – Самара // Психология семьи : хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2007. – С. 734-745.
5. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
6. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2008, 432с.
7. Олифирович Н. И., Т. А. Куземкина, Т. Ф. Велента. Психология семейных кризисов. - С-Пб, Изд. Речь, 2006.
8. Соколова Е. Б. Анализ межсупружеских отношений в многодетных семьях. - С-Пб, 2010.
9. Харичева А. С., научный руководитель Хаяйнен Е. В. Особенности супружеских отношений в семьях с одним ребенком и двумя детьми….диплом. – Петрозаводск, МСИ, 2011.