Галина Тутынина
Основы литературоведения на уроках литературы. Некоторые аспекты изучения в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Литература является одним из важнейших искусств наряду с музыкой, скульптурой, живописью. Но место литературы особенно значимо, т. к. именно литература представляет для школьников образцы нравственного поведения, рецепты принятия решений в сложных ситуациях, дает канон жизненных сюжетов. Поэтому важно, чтобы школьники не только умели читать литературу, но и разбирались в таких понятиях, как сюжет, жанр, образ и т. д., могли проанализировать литературное произведение.
Публикация «Основы литературоведения на уроках литературы, Некоторые аспекты изучения в 5 классе» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В 5 классе урок чтения начинает называться литературой, и учитель уже обязан знакомить учеников с основами литературоведения. Для этой цели в учебнике по литературе в самом конце размещен «Словарь литературоведческих терминов». Работа с этим словарем должна вестись почти на каждом уроке, в своей тетрадке каждый ученик заводит свой маленький словарик, вопросы по терминам должны включаться в тесты и в устные опросы. Большое значение приобретает составление различных таблиц, систематизирующих литературоведческие знания, например: сравнительные характеристики героев (Царевны и Царицы в «Сказке о мертвой царевне…» А. С. Пушкина, жанров (сказки и литературной сказки, сказки и сказа).
Потребность в чтении бывает ярко выражена лишь у незначительной части учеников (3-6 человек, всех остальных нужно мотивировать к чтению различными интересными заданиями, Это может быть подготовка к викторине на знание текста, проведение КВНов по какому-то определенному произведению, а также работа с литературоведческими терминами, например, нахождение метафор в тексте «Косцы» И. А. Бунина, или сравнения в стихах Есенина (дома выписать в тетрадь, составление плана с указанием пункта завязки, кульминации, развязки и т. д.
Основы анализа литературного произведения учат детей думать и могут вызвать более глубокий интерес к подготовке домашних заданий по литературе. Появляется потребность понять, в чем источник возникающих эмоций, в чем секрет эстетического воздействия того или иного произведения. В том возрасте, в котором находятся пятиклассники, а именно в переходном периоде от детства к отрочеству и юности, у них происходит формирование нравственных ценностей на более высоком уровне, характера и умения размышлять, высказывать собственное мнение и важно направлять этот процесс в нужное русло с помощью литературы.
В школьном словаре слово «литература» означает и сам предмет, и способы его изучения. На самом деле научная дисциплина, помогающая пониманию литературы, предлагающая способы его постижения, называется ЛВ.
Изучение литературы в 5 классе начинается с изучения древнерусской литературы, которая в своем письменном варианте возникает в 10 веке и заканчивается 20 веком плюс небольшой экскурс в зарубежную литературу (Д. Лондон, Д. Свифт, М Твен) Таким образом, существование русской литературы – это процесс, развивающийся с 10в до наших дней. В школьную программу отобраны лучшие, классические, высокохудожественные образцы русской литературы. Наша задача – не только научить читать и изучать эти произведения, но и получать от этого эстетическое удовольствие, при этом постигая смысл того, что читаешь.
Основы классификации художественных произведений начинается со знакомства с РОДАМИ ЛИТЕРАТУРЫ. В необъятном море литературных произведений выделяются 3 типа : ЭПИЧЕСКИЕ, ДРАМАТИЧЕСКИЕ и ЛИРИЧЕСКИЕ. Очень поможет таблица родов литературы с примерами, которые будут в нее вноситься на протяжении всего учебного года. Знакомство с ЭПОСОМ начинается с отрывка из древнейшего дошедшего до нас памятника древнерусской литературы «Повести временных лет» «Сказание об отроке-киевлянине и хитрости воеводы Претича». Вот тогда и дается понятие эпоса, драмы и лирики, вкратце рассматривается предположение о об истоках всех 3 родов – русских ритуальных песен, которые более подробно будут рассмотрены в теме «Детский фольклор» На этом этапе важно обозначить разницу между всеми тремя родами. Как правило, затруднения это не вызывает.
При исполнении обрядовых песен повествуется о героях и героических событиях. Это приводит к возникновению героического эпоса. Из припевов хора вырос третий род – лирика. Моменты диалога и театрализации превратились со временем в драму. Есть и другие версии происхождения каждого рода: независимо друг от друга.
Школьники уже знакомы со всеми тремя родами, как правило, меньше с драмой. Возместить этот пробел можно, организовав внеклассное мероприятие – поход в театр и, кроме того, их ждет изучение увлекательной пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» На этапе ее изучения мы вновь актуализируем их литературоведческий личный словарик, который начали вести с начала года. Для него можно завести отдельную тетрадь, которая хранится в кабинете литературы, или он может размещаться с обратной стороны тетради по литературе. Для мотивации предупреждаем, что вопросы по терминам занимают немалую часть экзаменационных билетов, а также включены во все самостоятельные работы и тесты по литературе. Говорим, что знание терминов помогает понять смысл произведения.
Из эпоса в 5 классе изучаются сказки, детский фольклор, литературные сказки, рассказы. Начиная со сказок, дается понятие ГЕРОЯ литературного произведения, действующего лица, персонажа, объясняется разница между ними. Герой –всегда один из главных действующих лиц, персонаж – любое действующее лицо. Всегда даем возможность самим догадаться, чем они различаются методом наводящих вопросов.
При изучении литературной сказки А. Погорельского «Черная курица» учимся составлять таблицу «сравнительная характеристика двух понятий» на примере разницы между сказкой и литературной сказкой. Обязательно акцентируем внимание на роли АВТОРА литературного произведения, который здесь еще и является повествователем – человеком, от лица которого ведется рассказ. (Знакомим с историей создания сказки, которую автор придумал для своего племянника Алеши – так знакомство с термином знакомит нас с историей произведения)
На этапе изучения рассказа В. Г. Короленко «В дурном обществе» задаем вопрос: от чьего лица ведется повествование? В рассказе это главный герой Вася. Он выступает в роли автора. Зачем настоящий автор придумал такой прием? – спрашиваем, дети с удовольствием предлагают свои версии.
Участником событий автор бывает очень часто, особенно это касается лирических произведений. Так, при изучении стихотворения «Бородино», которое является лиро-эпическим произведением – средним между лирикой и эпосом – обращаем внимание на ДИАЛОГ двух солдат –бывалого и молодого. Бывалый – участник Бородина, молодой – как бы сам поэт М. Ю. Лермонтов (он тоже был военным, который вызывает своего собеседника на воспоминания, так начинается повествование, автор которого – бывалый солдат. Он является также и ЛИРИЧЕСКИМ героем и автором одновременно.
Большинство героев – это вымышленные лица, созданные творческой фантазией художника, но у многих из них есть ПРОТОТИПЫ – реальные люди, с которых писался литературный персонаж.
В каждом произведении есть своя ТЕМА – основная мысль. Понятие темы знакомо ученикам 5 класса, но в каждом классе происходит углубление понятия. К этому понятию прибавляется понятие проблемы. Так, в «Черной курице» тема дружбы сочетается с темой предательства, одиночества – с психологической проблемой гордости, у Короленко тема нищеты, сострадания верности сочетается с неразрешимыми проблемами классового общества. Проблема – это противоречие, которое решают герои произведения, на чем основана тема произведения.
Тематика басен и сказок – характерные особенности жизни людей, воссозданные с помощью фантастических героев и ситуаций. Так, в басне И. А. Крылова «Мартышка и очки» узнается человек, который, приобретая что-то новое, в чем он не разбирается, готов от злости и глупости уничтожить свое приобретение, вместо того, чтобы поинтересоваться или сообразить, как поправить.
В другой басне «Осёл и соловей» угадывается жизненная ситуация, в которой участвует талантливый человек (соловей) и глупец (осел, который, слушая прекрасное пение соловья, рассуждает о его недостатках и советует поучиться у того, кто и петь-то не умеет – у петуха. (Проблема правильной оценки людей и ситуаций, проблема невежества).
Чем сложнее произведение, тем больше проблем можно в нем увидеть. Проблематикой называют совокупность вопросов, поставленных в произведении. Обычно писатель не декларирует главную мысль и не формулирует вопросы-проблемы, а лишь намекает на то, что его волнует, путем привлечения внимания к особенностям характера либо к ситуациям. Например, проблему гордости и зазнайства, ни на чем не основанных, мы замечаем в ситуации, когда Алеша начинает заносчиво разговаривать со своими товарищами, и с ним перестают дружить. Проблему бедных – богатых мы видим в ситуации существования бездомных детей в Княж-городке в рассказе В. Г. Короленко.
Исподволь мы можем обнаружить и главную ИДЕЮ автора, которую тоже нужно прочитывать между строк (в отличие от басни, где МОРАЛЬ дана прямым текстом) Таким образом, задачи читателя 5 класса усложняются.
С учеником 5 класса можно уже говорить и о ПОЗИЦИИ АВТОРА, его отношении к тому или иному герою. Он не всегда беспристрастен. Так, доверив Васе роль рассказчика («Дети подземелья», основные оценки, рассуждения, автор выразил свою симпатию к главному герою, свое согласие с подспудной мыслью Васи о несправедливости общества, в котором живут герои, в котором дети вынуждены воровать, чтобы выжить. Такое общество обречено – приходим мы к ВЫВОДУ, который прямо в тексте не указан. Поэтому здесь же можем познакомить с понятием подтекста (понятие Эзопова языка дается при изучении басен).
В ряду понятий драматического, трагического, комического и героического в 5 классе даем понятия только двух последних. ГЕРОИКА – настроение, во благо других, рискуя своей жизнью и здоровьем, защищают интересы государства или просто какого-то общества. Героика может иметь место не только в военное, но и в мирное время, в момент стихийного действия (На примере героического пафоса «Бородина», «Подвига танкиста» Твардовского, стойкости Васи в объяснении с отцом). Героика часто сочетается с РОМАНТИКОЙ: общее понятие даем на примере лиро-эпического произведения В. А. Жуковского – баллады «Кубок» Понятие романтизма как стиля литературы дети 5 класса пока воспринимают с трудом. Романтика – восторженное состояние личности, вызванное стремлением к чему-то прекрасному, нравственно-значимому. (Первоначальное понятие нравственности тоже дается при изучении повести В. Г. Короленко). Изображение в этой балладе (определение баллады) романтического настроения становится способом раскрытия проблемы тирании и самодурства (образ царя, послушания и безрассудства (образ рыцаря).
Но чаще в роли разоблачителя выступает КОМИЧЕСКОЕ: юмор, ирония, сатира. Все эти понятия знакомы и любимы пятиклассниками, в этом убеждает выполнение домашних заданий на создание смешных рассказов, воспроизведение смешных ситуаций. Задача учителя - систематизировать запись всех этих терминов в словарь учащимися. В 5 классе школьники начинают знакомиться с великими мастерами юмора и сатиры – писателями 19 и 20 века – Н. В. Гоголем («Заколдованное место», А. П. Чеховым (рассказ «Хирургия», Сашей Черным (рассказ «Кавказский пленник», факультативно – Д Свифтом («Путешествия Гулливера»). При изучении Гоголя уделяется внимание понятию «юмор», Чехов добавляет понятие «иронии», Свифт – это, в основном, политическая сатира. В ходе изучения насыщенных по сюжету произведений возможно использование методики проведения урока в нестандартной форме игры в КВН, когда 2-3 команды соревнуются, кроме знания текста, в сочинении альтернативных окончаний произведений, в изображении отдельных эпизодов, что неизменно вызывает интерес, оживление, проявление своего чувства юмора.
В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» комическое проявляется в нелепом поведении Ивана Дмитриевича Червякова, который, будучи в театре, чихнул на лысину генерала и до того испугался, что стал донимать его своими извинениями и преследовал до тех пор, пока не вызвал настоящий гнев генерала, что и привело чиновника к смерти. У Чехова юмор и сатира неотделимы друг от друга, так как страх перед высокопоставленным лицом есть знак униженного положения мелких чиновников в системе служебных отношений чиновническо-бюрократического аппарата в России 19 века.
Рядом с комическим часто стоит элемент ФАНТАСТИКИ, фантастического. Эти понятия мы даем, начиная с изучения сказок, но там это проходит под термином волшебного, а начиная с литературной сказки «Черная курица», подводим этот термин под научное определение, записываем в словарь, составляем таблицу «фантастическое и реальное в сказке», ищем примеры в тексте. Продолжаем знакомиться с понятием при изучении «Заколдованного места», попутно знакомимся с понятием ГРОТЕСКА, чему он служит, завершаем при изучении «Путешествия Гулливера».
Для изучения языка произведения нам придется вспомнить понятия эпитета, метафоры, сравнения, для тренировки в качестве домашнего задания ищем вышеуказанные приемы в тексте, записываем в тетрадь. Также можно задавать поработать с портретом, обозначить сюжетную линию, найти завязку, кульминацию, любимый эпизод, очень эффективно давать сравнительную характеристику.
Таким образом, работа с литературоведческими терминами становится неотъемлемой частью изучения произведения, способом мотивации учащихся, одним из основных элементом подготовки к ЕГЭ.