Татьяна Фалалеева
Технологическая карта занятия «Анализ рассказа В. А. Осеевой «Просто старушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать способствовать усвоению детьми обобщенной модели анализа литературного произведения по технологии ОТСМ – ТРИЗ;
Продолжать обучать детей играть в хорошо знакомый рассказ В. А. Осеевой «Просто старушка»;
Закрепить умение детей эмоционально воспринимать литературное произведение, понимать нравственный смысл рассказа В. А. Осеевой «Просто старушка»;
Публикация «Технологическая карта занятия „Анализ рассказа В, А, Осеевой „Просто старушка“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осеева В.А.
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Закрепить знания детей о знакомых литературных произведениях, их героях.
Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами, показать значение родного языка в формировании основ нравственности;
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия, заботливого отношения к пожилым людям;
2. Развивающие:
Развивать навыки общения;
Развивать умение участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их;
Развивать грамматический строй речи: употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
3. Воспитательные:
Воспитывать проявление активности в совместных играх;
Воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие героям книги.
Материалы и оборудование: игрушка Незнайка, книга с рассказами о Незнайке, волшебная полянка – обруч, 10 камней – 10 цветов, игра «Ступеньки доброты», картинки положительных и отрицательных героев, мяч, морфологическая таблица «Анализ литературного произведения», маркер.
Этап, его продол-жительность Задачи этапа Методы, формы,
приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. Деятельность педагога Предполагаемая деятельность воспитанников
Вводно-организационный, 1 мин. Организовать деятельность Считалка Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть Дети слышать слова считалки, встают вкруг на ковре, выражают согласие на игру.
Мотивационно-побудительный,
1 мин Продолжать формировать представление о дальнейшей деятельности Игровая ситуация: «В гости пришёл Незнайка».
Ребята, кто пришёл к нам гости?
Незнайка остался без друзей. Потому, что невоспитанный, невежливый, не умеет совершать добрые дела.
Поможем Незнайке измениться? С воспитанными и добрыми людьми все хотят дружить. На свете не мало добрых игр, они нам и помогут исправить поведение Незнайки. Это сказочный герой – Незнайка.
Ребята здороваются с Незнайкой. Спрашивают, что с ним случилось.
Дети согласны помочь Незнайке исправиться. Выражают согласие играть в разные игры.
Актуализация,
8 мин Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами, показать значение родного языка в формировании основ нравственности;
Воспитывать проявление активности в совместных играх;
Развивать грамматический строй речи: употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
Закрепить знания детей о знакомых литературных произведениях, их героях.
Развивать умение участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их; Развивать умение участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их;
Словесная игра «Добрые слова».
Подвижная игра: «Не ошибись пожалуйста».
Словесная игра «Назови ласково».
Игра «Ступеньки доброты».
Игра «Добрые слова» : ребята, подойдите к волшебной полянке, она покрыта камешками. Пусть каждый назовёт доброе слово и превратит камешек в красивый цветок.
Молодцы ребята, знаете много добрых слов и научили Незнайку говорить вежливые слова. Все вместе совершили доброе дело, превратили камешки в цветы.
Игра «Не ошибись пожалуйста» : я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово. Встаньте пожалуйста, поднимите руку, будьте добры похлопайте в ладоши, потопайте, попрыгайте пожалуйста, руки вперед, присядьте пожалуйста три раза. Молодцы ребята, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.
Обращаюсь к Незнайке: «Почему ты грустишь?». Незнайка обидел свою маму грубым словом «маманя». А как ребята называют своих мам ты узнаешь из игры «Назови ласково».
Кто может быть настоящим другом Незнайке? Сейчас мы поиграем в игру – «Ступеньки доброты» : добрые герои встанут на ступеньки красной лесенки, а злые на черную. Дают согласие поиграть в игру, подходят к волшебной полянке, называют вежливые слова (доброе утро, добрый день, будьте здоровы, простите, спасибо, пожалуйста, благодарю) переворачивают камешки, полянку заполняют цветами.
Дети слушают название игры, её правила. Выполняют движения: встают в круг, хлопают, прыгают, приседают.
Играют в игру, называя ласковые слова маме: мамочка, мамулечка, моё солнышко, ненаглядная, самая любимая.
Друзья Незнайки – это положительные сказочные герои. Рассматривают картинки со сказочными героями и раскладывают их на ступеньки по признаку: отрицательные или положительные.
Динамическая
пауза, 1 мин Предупреждать утомляемость.
Музыкальная игра: «Дружная пара».
Как интереснее жить с друзьями или без? Поможет нам это выяснить игра «Дружная пара» : найдите себе пару, поедем кататься на санках под веселую песенку. Интереснее жить с друзьями. Делятся на пары, катаются на санках, поют веселую песенку.
Расширение
имеющихся
представлений
8 мин Закрепить умение детей эмоционально воспринимать литературное произведение, развивать навыки общения, воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие к героям литературного произведения.
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия, заботливого отношения к пожилым людям;
Продолжать способствовать усвоению детьми обобщенной модели анализа литературного произведения по технологии ОТСМ – ТРИЗ. Продолжать обучать детей играть в хорошо знакомый рассказ В. А. Осеевой «Просто старушка»; Закрепить умение детей эмоционально воспринимать литературное произведение, понимать нравственный смысл рассказа В. А. Осеевой «Просто старушка»;
Рассказ Незнайки.
Анализ литературного произведения с использованием морфотаблицы по технологии ОТСМ-ТРИЗ с помощью условных обозначений. Я тоже очень люблю гулять, наблюдать, что же интересного происходит на улице, недавно я видел, как одна бабушка упала.
Воспитатель:
- А ты, наверное, помог ей?
- Нет, она же чужая бабушка.
Правильно ли поступил Незнайка мы узнаем, в игре с рассказом В. А. Осеевой «Просто старушка».
В игре нам поможет морфотаблица:
- Кто герой?
- Что хотел?
- Что для этого делал?
- Что получилось?
- Свойства характера?
- Какой совет дадим герою?
- Как бы Вы поступили на месте мальчика? Стоят в кругу, слушают рассказ незнайки.
Садятся на ковер, смотрят на мольберт с изображением морфотаблицы. Отвечают на вопросы :
- Мальчик
- Помочь старушке
-Шёл по улице, увидел старушку, дал девочке сумку, бросился на помощь.
- Помог старушке в беде
- Добрый, заботливый, внимательный, отзывчивый.
- «Помогая другим, помогаешь себе».
- Помогли бы.
Заключительный этап. Рефлексия,
1 мин Подводить итог НОД. Беседа Кто приходил?
С какой просьбой?
Как ему помогали?
Спасибо за игру. Незнайка
Помочь изменить поведение, найти друзей.
Играли в добрые игры.