Екатерина Поскрякова
Нейропсихологические технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихология – область клинической психологии, которая изучает мозговую организацию психических процессов у взрослых и ее становление у детей.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Публикация «Нейропсихологические технологии» размещена в разделах
Главенствующим органом нашего тела безусловно является мозг. Именно благодаря нейронным связям мы способны ощущать, мыслить и запоминать. С помощью главного органа центральной нервной системы отдаются команды о координации движений, мимических жестах, поэтому можно сказать, что он полностью управляет нашим телом.
Давайте попробуем ответить на вопрос, за что отвечают правая и левая половина коры головного мозга.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Мозолистое тело - необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Цель нейропсихологической работы - коррекция проблем психического развития нейропсихологическими методами. – восстановление утраченных функций
Задачи:
• выявление (диагностика) индивидуальных особенностей в формировании речи, памяти, внимания и т. д.
• функциональная активация подкорковых образований мозга;
• обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
• развитие высших психических функций;
• стабилизация межполушарного взаимодействия;
• оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.
В первую очередь нейропсихологические технологии будут нужны детям, у которых имеются трудности в обучении, детям с ЗПР И ЗРР, детям из обычного класса, неуспевающие по 1-2 предметам, а также одаренные дети, и дети, успевающие в ущерб здоровью (психосоматические черты).
Чтобы эффективно помочь ребенку, важно анализировать его деятельность на предмет «слабых» и «сильных» звеньев.
Нейропсихологический подход предоставляет специалисту совокупность методик диагностики и коррекции ВПФ, учитывающих основные принципы их развития и функционирования.
Нейропсихологический подход дает возможность адресно подобрать каждому ребенку или группе детей необходимые упражнения, методики и игры в соответствии с его (их) причиной трудностей в обучении:
1. Дефицит внимания
2. Снижение в развитии моторного компонента деятельности
3. Слабость зрительных и зрительно-пространственных функций
4. Нарушения /слабость в развитии речи
5. Снижение энергетического компонента деятельности
и т. д.
Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах заболеваний, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП.
В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности, при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах. Нейропсихологическая коррекция будет результативна в том случае, если будет проводится систематически и последовательно.
Прежде чем делать основные упражнения, необходимо провести нейропсихологическую гимнастику, которая включает в себя:
Дыхательные упражнения
На первом этапе необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков лёгких, способствует общему оздоровлению и улучшает самочувствие. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у него базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания -единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Дыхание также оказывает релаксирующее воздействие.
«Шарик».
Представьте, что когда Вы вдыхаете у Вас в животе появляются желтый или оранжевый теплый шарик. На выдохе – попробуйте произнести звук «а».
После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению статико-кинетического уровня психической активности ребёнка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Упражнениие "Обезьянка расчёсывается"
Правая рука массирует голову, а левая рука одновременно с правой гладит живот по часовой стрелке.
Упражнение "Обезьянка".
Ребёнок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:
-выдвигает нижнюю челюсть взад-вперёд; то же с одновременным вытягиванием рук вперёд-назад; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;
-двигает челюсть вправо-влево; то же движение с руками;
-язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;
-одновременное движение глаз челюсти в одну строну, а затем в разные стороны.
Глазодвигательные упражнения
(позволяют расширить поле зрения, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, укрепляют зрение, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Пальчиковая гимнастика
-Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений;
-развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи;
-ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
-развивает память и воображение;
-кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
В основе формирования сенсомоторного уровня речи лежат соматогностические, тактильные, кинетические (связанные с сенсорной информацией, поступающей из мышц, сухожилий и связок) и кинестетические (связанные с ощущениями положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий) процессы. Активизация и развитие данных процессов ведут к устранению речевых ошибок, также это способствует развитию внутренних и внешних ощущений. Интеграция этих ощущений постепенно складывается в единый образ тела, схему его частей и предполагает осознание себя как целостного человека.
– «Повтори позу».
- «Телесные фигуры, буквы и цифры».
- «Рисунки и буквы на спине и на ладонях».
- «Предметы с различной фактурой поверхности».
- «Игра с палочками».
- «Распознай буквы — получишь слово».
-«Попробуй повтори!»
Зрительный гнозис - наиболее важный для ориентации в окружающей действительности. Благодаря ему человек различает предметы. Он является важнейшей предпосылкой, позволяющей ребенку успешно овладеть грамотой.
Поэтому, формирование у детей полноценного зрительного восприятия становится важной частью коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Профилактика нарушений письма,
- «Разрезные картинки».
- «Выбор недостающего фрагмента изображения».
-«Чего здесь не хватает?»
- «Дорисуй предмет до целого».
- Фигуры Поппельрейтера
- «Что перепутал художник?»
-«Фигура и фон».
-«Лабиринт».
-«Допиши букву».
-«Письмо в воздухе».
-«Исправь ошибки».
Пространственные и «квазипространственные» представления.
Это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространств и владеть
основными пространственными понятиями.
-Пространственные схемы и диктанты.
- Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет).
- «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево».
- «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало».
- «Покажи направление».
- «Графические диктанты».
Конструирование и копирование.
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.
Задачами является:
-развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
-развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Например:
-Кубики Никитина.
-Танграм.
-Копирование фигур.
Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.
Правильное развитие фонематического слуха и восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и говорения, и аудирования в процессе обучения. Нарушение письма по отношению нарушениям устной речи всегда являются вторичными, так как грамматические конструкции сначала формируются в устной речи, и только затем - в письменной.
- «Чудо-звуки». Прослушивание аудиозаписи звуков природы, их обсуждение.
- «Шумящие коробочки».
- Развитие чувства ритма.
- «Скажи слово наоборот».
- «Игра в рифму» («кошка — мошка — поварешка»).
- «Первый звук, последний звук» ( ягода: на "м" начинается на "а" заканчивается - малина).
- «Буква изменилась» (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменится смысл слова (дом-дым).
Мнестические процессы
Задания на развитие всех видов памяти.
-«Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать).
-«Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). -«Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы).
-«Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность».
- «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное).
-«Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).
Номинативные процессы
- «Я знаю пять.».
- «Закончи словосочетания» («Хитрая рыжая.»).
- «Сравнение понятий» (морковь сладкая, а редька —.).
- «Угадай животное» (для каких животных характерны эти качества).
- «Составляем определения» (блюдце — это., масленка — это.).
Двигательная координация
Любые физические упражнения на равновесие, могут значительным образом повлиять на моторные, зрительные навыки, чтение, эффективное обучение, а также определяют чувство движения и положение тела в пространстве. Эти системы, также как слуховая и зрительная, зависят информации, полученной от вестибулярной системы.
Польза от занятий на балансире:
• развивается координация;
• укрепляются все мышцы тела;
• улучшается мозговая деятельность;
• вырабатывается чувство равновесия
Межполушарная доска
Она станет отличным тренером обоих полушарий головного мозга.
В результате выполнения одновременных движений разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга.
Упражнение влияет на развитие восприятия, долгосрочной памяти, координацию движения рук. Совместная работа обоих полушарий облегчает процесс чтения и письма