Приложение МААМ

Нейропсихологические технологии

Екатерина Поскрякова
Нейропсихологические технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихология – область клинической психологии, которая изучает мозговую организацию психических процессов у взрослых и ее становление у детей.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Публикация «Нейропсихологические технологии» размещена в разделах

Главенствующим органом нашего тела безусловно является мозг. Именно благодаря нейронным связям мы способны ощущать, мыслить и запоминать. С помощью главного органа центральной нервной системы отдаются команды о координации движений, мимических жестах, поэтому можно сказать, что он полностью управляет нашим телом.

Давайте попробуем ответить на вопрос, за что отвечают правая и левая половина коры головного мозга.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Мозолистое тело - необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Цель нейропсихологической работы - коррекция проблем психического развития нейропсихологическими методами. – восстановление утраченных функций

Задачи:

• выявление (диагностика) индивидуальных особенностей в формировании речи, памяти, внимания и т. д.

• функциональная активация подкорковых образований мозга;

• обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все психические функции;

• развитие высших психических функций;

• стабилизация межполушарного взаимодействия;

• оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

В первую очередь нейропсихологические технологии будут нужны детям, у которых имеются трудности в обучении, детям с ЗПР И ЗРР, детям из обычного класса, неуспевающие по 1-2 предметам, а также одаренные дети, и дети, успевающие в ущерб здоровью (психосоматические черты).

Чтобы эффективно помочь ребенку, важно анализировать его деятельность на предмет «слабых» и «сильных» звеньев.

Нейропсихологический подход предоставляет специалисту совокупность методик диагностики и коррекции ВПФ, учитывающих основные принципы их развития и функционирования.

Нейропсихологический подход дает возможность адресно подобрать каждому ребенку или группе детей необходимые упражнения, методики и игры в соответствии с его (их) причиной трудностей в обучении:

1. Дефицит внимания

2. Снижение в развитии моторного компонента деятельности

3. Слабость зрительных и зрительно-пространственных функций

4. Нарушения /слабость в развитии речи

5. Снижение энергетического компонента деятельности

и т. д.

Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах заболеваний, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП.

В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности, при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах. Нейропсихологическая коррекция будет результативна в том случае, если будет проводится систематически и последовательно.

Прежде чем делать основные упражнения, необходимо провести нейропсихологическую гимнастику, которая включает в себя:

Дыхательные упражнения

На первом этапе необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков лёгких, способствует общему оздоровлению и улучшает самочувствие. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у него базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания -единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Дыхание также оказывает релаксирующее воздействие.

«Шарик».

Представьте, что когда Вы вдыхаете у Вас в животе появляются желтый или оранжевый теплый шарик. На выдохе – попробуйте произнести звук «а».

После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению статико-кинетического уровня психической активности ребёнка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Упражнениие "Обезьянка расчёсывается"

Правая рука массирует голову, а левая рука одновременно с правой гладит живот по часовой стрелке.

Упражнение "Обезьянка".

Ребёнок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:

-выдвигает нижнюю челюсть взад-вперёд; то же с одновременным вытягиванием рук вперёд-назад; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;

-двигает челюсть вправо-влево; то же движение с руками;

-язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;

-одновременное движение глаз челюсти в одну строну, а затем в разные стороны.

Глазодвигательные упражнения

(позволяют расширить поле зрения, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, укрепляют зрение, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Пальчиковая гимнастика

-Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений;

-развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи;

-ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

-развивает память и воображение;

-кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.

Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы

В основе формирования сенсомоторного уровня речи лежат соматогностические, тактильные, кинетические (связанные с сенсорной информацией, поступающей из мышц, сухожилий и связок) и кинестетические (связанные с ощущениями положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий) процессы. Активизация и развитие данных процессов ведут к устранению речевых ошибок, также это способствует развитию внутренних и внешних ощущений. Интеграция этих ощущений постепенно складывается в единый образ тела, схему его частей и предполагает осознание себя как целостного человека.

«Повтори позу».

- «Телесные фигуры, буквы и цифры».

- «Рисунки и буквы на спине и на ладонях».

- «Предметы с различной фактурой поверхности».

- «Игра с палочками».

- «Распознай буквы — получишь слово».

-«Попробуй повтори!»

Зрительный гнозис - наиболее важный для ориентации в окружающей действительности. Благодаря ему человек различает предметы. Он является важнейшей предпосылкой, позволяющей ребенку успешно овладеть грамотой.

Поэтому, формирование у детей полноценного зрительного восприятия становится важной частью коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Профилактика нарушений письма,

- «Разрезные картинки».

- «Выбор недостающего фрагмента изображения».

-«Чего здесь не хватает?»

- «Дорисуй предмет до целого».

- Фигуры Поппельрейтера

- «Что перепутал художник?»

-«Фигура и фон».

-«Лабиринт».

-«Допиши букву».

-«Письмо в воздухе».

-«Исправь ошибки».

Пространственные и «квазипространственные» представления.

Это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространств и владеть

основными пространственными понятиями.

-Пространственные схемы и диктанты.

- Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет).

- «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево».

- «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало».

- «Покажи направление».

- «Графические диктанты».

Конструирование и копирование.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.

Задачами является:

-развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

-развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;

-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Например:

-Кубики Никитина.

-Танграм.

-Копирование фигур.

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.

Правильное развитие фонематического слуха и восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и говорения, и аудирования в процессе обучения. Нарушение письма по отношению нарушениям устной речи всегда являются вторичными, так как грамматические конструкции сначала формируются в устной речи, и только затем - в письменной.

- «Чудо-звуки». Прослушивание аудиозаписи звуков природы, их обсуждение.

- «Шумящие коробочки».

- Развитие чувства ритма.

- «Скажи слово наоборот».

- «Игра в рифму» («кошка — мошка — поварешка»).

- «Первый звук, последний звук» ( ягода: на "м" начинается на "а" заканчивается - малина).

- «Буква изменилась» (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменится смысл слова (дом-дым).

Мнестические процессы

Задания на развитие всех видов памяти.

-«Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать).

-«Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). -«Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы).

-«Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность».

- «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное).

-«Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).

Номинативные процессы

- «Я знаю пять.».

- «Закончи словосочетания» («Хитрая рыжая.»).

- «Сравнение понятий» (морковь сладкая, а редька —.).

- «Угадай животное» (для каких животных характерны эти качества).

- «Составляем определения» (блюдце — это., масленка — это.).

Двигательная координация

Любые физические упражнения на равновесие, могут значительным образом повлиять на моторные, зрительные навыки, чтение, эффективное обучение, а также определяют чувство движения и положение тела в пространстве. Эти системы, также как слуховая и зрительная, зависят информации, полученной от вестибулярной системы.

Польза от занятий на балансире:

• развивается координация;

• укрепляются все мышцы тела;

• улучшается мозговая деятельность;

• вырабатывается чувство равновесия

Межполушарная доска

Она станет отличным тренером обоих полушарий головного мозга.

В результате выполнения одновременных движений разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга.

Упражнение влияет на развитие восприятия, долгосрочной памяти, координацию движения рук. Совместная работа обоих полушарий облегчает процесс чтения и письма

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Цифровые технологии в ДОУЦифровые технологии в ДОУ Цифровые технологии в ДОУ. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный.

Дидактическое пособие «Картины 3D-технологии»Дидактическое пособие «Картины 3D-технологии» Кто из детей не любит игры в прятки? Все любят! А с помощью дидактического пособия "Картины 3D-технологии" дошкольники научатся не только.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Квест-технологииКвест-технологии Играем по-новому?А. С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг,.

Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Ура! Я победила! Победила «Северный ветер»! «Северный ветер» - это кодовое название моей прошлогодней.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологические технологии
Опубликовано: 21 апреля 2022 в 12:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические технологии» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Поскрякова (УИ 1505094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД