Юлия Вострова
Нейропсихологические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать +Заказ
Чистая правильно поставленная речь - одно из важнейших условий нормального умственного и социального развития человека. В настоящее время наблюдается значительное повышение количества детей с различными нарушениями речи. Специалисты выделяют различные формы речевой патологии, имеющие неоднозначную симптоматику и этиологию, отмечают опасную тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. Часто речевая недостаточность тесно связана с недостатками в различных сферах психической активности, например, когнитивной, а также двигательной.
Дети, у которых отмечается задержка речевого развития, зачастую имеют нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, скудный словарный и лексический запас. У детей с ТНР нарушен грамматический строй речи, сильно отклонена от нормы речевая моторика. В результате у ребенка отмечаются трудности в изучении и усвоении материала.
Целенаправленное систематическое воздействие, направленное на коррекцию речевых нарушений, позволяет эффективно повысить уровень коррекционно- образовательного процесса. С такой целью мы решили разнообразить работу с детьми с ТНР и включили в коррекционно- образовательный развивающий процесс инновационные технологии -нейроигры.
Нейропсихологические игры -особая форма работы, которая поможет улучшить лексико-грамматический строй речи развивая межполушарное взаимодействие.
Нейропсихологические игры - это эффективные методы работы с детьми, у которых присутствуют нарушения речи. Эти игры не только делают процесс обучения увлекательным и занимательным, но и развивают различные аспекты речи, а также когнитивные и эмоциональные навыки.
Преимущества нейропсихологических игр в коррекционно-образовательном процессе обучения и развития детей с ТНР состоят в том, что:
- нейроигры корректируют имеющиеся у детей нарушения: поведенческие, двигательные, интеллектуальные, недостаточность ВПФ и, конечно, речевые;
- нейропсихологические технологии дополняют традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а не исключают их;
-cовмещение нейропсихологических игр с технологиями, такими как интерактивные приложения и программное обеспечение для обучения, может сделать занятия более увлекательными и разнообразными. Дети могут работать с голосовыми командами, проходя различные задания, которые также способствуют развитию речи.
Приведем примеры нейроигр из личного опыта работы, применяемых в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи:
1. Сказкотерапия
Создание и рассказывание сказок в коллективе или индивидуально помогает развивать речь, внимание и воображение. Дети могут совместно придумать сказку, задавать вопросы о героях и событиях, что улучшает их речевые навыки и способствует развитию творчества.
2. Игра "Пантомима"
В этой игре дети изображают различные действия или эмоции, а остальные пытаются угадать, что это. Это не только развивает артикуляцию и речевое восприятие, но и способствует развитию невербальных коммуникативных навыков.
3. Игра "Собери предложение"
В ходе этой игры детям предлагается собрать предложение из набора слов, используя картинки или карточки с изображениями. Данная игра помогает развивать грамматические навыки, учит строить связные высказывания и формировать предложения.
4. Игра "Советчик"
В этой игре один ребенок "советует" другому, как выполнить определенное действие, используя предлоги и другие части речи. Например, "поставь игрушку на стол" или "положи мяч под стул". Это развивает навыки слушания, понимания речи и формулирования инструкций.
Нейропсихологические игры — это мощный инструмент для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы подтверждается следующими результатами: использование таких игр развивает не только речевые навыки, но и улучшает внимание, память и социальные взаимодействия. Создание игровой и дружественной атмосферы во время занятий помогает детям раскрывать свои способности и уверенность в себе, что является важным аспектом успешного обучения и развития.
Список использованной литературы:
1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002.
2. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М. : МПСИ, 2006.
3. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996.