Приложение МААМ

Нейропсихологические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Юлия Вострова
Нейропсихологические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Чистая правильно поставленная речь - одно из важнейших условий нормального умственного и социального развития человека. В настоящее время наблюдается значительное повышение количества детей с различными нарушениями речи. Специалисты выделяют различные формы речевой патологии, имеющие неоднозначную симптоматику и этиологию, отмечают опасную тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. Часто речевая недостаточность тесно связана с недостатками в различных сферах психической активности, например, когнитивной, а также двигательной.  

Темочки:

Дети, у которых отмечается задержка речевого развития, зачастую имеют нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, скудный словарный и лексический запас. У детей с ТНР нарушен грамматический строй речи, сильно отклонена от нормы речевая моторика. В результате у ребенка отмечаются трудности в изучении и усвоении материала.

Целенаправленное систематическое воздействие, направленное на коррекцию речевых нарушений, позволяет эффективно повысить уровень коррекционно- образовательного процесса. С такой целью мы решили разнообразить работу с детьми  с ТНР и включили в коррекционно- образовательный развивающий процесс  инновационные технологии -нейроигры.

Нейропсихологические игры -особая форма работы, которая поможет улучшить лексико-грамматический строй речи развивая межполушарное взаимодействие.

Нейропсихологические игры - это эффективные методы работы с детьми, у которых присутствуют нарушения речи. Эти игры не только делают процесс обучения увлекательным и занимательным, но и развивают различные аспекты речи, а также когнитивные и эмоциональные навыки.

Преимущества нейропсихологических игр в коррекционно-образовательном процессе обучения и развития детей с ТНР состоят в том, что:

- нейроигры корректируют имеющиеся у детей нарушения : поведенческие, двигательные, интеллектуальные, недостаточность ВПФ и, конечно, речевые;

- нейропсихологические технологии дополняют традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а не исключают их;

-cовмещение нейропсихологических игр с технологиями, такими как интерактивные приложения и программное обеспечение для обучения, может сделать занятия более увлекательными и разнообразными. Дети могут работать с голосовыми командами, проходя различные задания, которые также способствуют развитию речи.

Приведем примеры нейроигр из личного опыта работы, применяемых в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи :

1. Сказкотерапия

Создание и рассказывание сказок в коллективе или индивидуально помогает развивать речь, внимание и воображение. Дети могут совместно придумать сказку, задавать вопросы о героях и событиях, что улучшает их речевые навыки и способствует развитию творчества.

2. Игра "Пантомима"

В этой игре дети изображают различные действия или эмоции, а остальные пытаются угадать, что это. Это не только развивает артикуляцию и речевое восприятие, но и способствует развитию невербальных коммуникативных навыков.

3. Игра "Собери предложение"

В ходе этой игры детям предлагается собрать предложение из набора слов, используя картинки или карточки с изображениями. Данная игра помогает развивать грамматические навыки, учит строить связные высказывания и формировать предложения.

4. Игра "Советчик"

В этой игре один ребенок "советует" другому, как выполнить определенное действие, используя предлоги и другие части речи. Например, "поставь игрушку на стол" или "положи мяч под стул". Это развивает навыки слушания, понимания речи и формулирования инструкций.

Нейропсихологические игры — это мощный инструмент для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы подтверждается следующими результатами: использование таких игр развивает не только речевые навыки, но и улучшает внимание, память и социальные взаимодействия. Создание игровой и дружественной атмосферы во время занятий помогает детям раскрывать свои способности и уверенность в себе, что является важным аспектом успешного обучения и развития.

Список использованной литературы:

1. Семенович А. В.  Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.   : Академия, 2002.

2. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста  : Учебное пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М.   : МПСИ, 2006.

3. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 06:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Вострова (УИ 2380854) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД