Татьяна
Нейроподход здоровьесберегающих методик в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик. Их применение в логопедической практике продуктивно влияющих на коррекцию речи ребенка.
Публикация «Нейроподход здоровьесберегающих методик в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка - через движение.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией один из методов помощи детям, помогающий преодолеть:
- снижение общей работоспособности;
- повышенную утомляемость;
- рассеянность;
- нарушение мыслительной деятельности;
- снижение функции внимания и памяти;
- несформированность пространственных представлений;
- недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.
Нейропсихологические приемы здоровьясбережения в работе логопеда :
Гидрогимнастика - нетрадиционная логопедическая технология для организации пальчиковой гимнастики, прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов. Гидрогимнастика проводится с целью развития, воображения, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, точности, плавности движений, развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, речи дошкольника, а также способствует подготовке руки к письму.
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (головы, корпуса, ног и рук, сочетаются с произнесением определенного материала (звуков, слогов, слов, фраз).В научной литературе давно доказана связь между развитием движений и формированием произношения, где движения являются стимулятором, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, особенно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Речь активно начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, коррекционная работа выстраивается в направлении от движения к речи, что с успехом реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный и речевой.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую моторик и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающий эффект.
Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и с взрослыми. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
Хотим показать вам, Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые мы используем в логопедической работе.
Одним из этапов логопедической работы является, артикуляционная
гимнастика. И чтобы не уменьшился интерес к этому виду деятельности, мы соединили её с биоэнергопластикой.
Упражнение «Толстяк» - кисти рук лежат ладонями вниз, на счет
1-щеки одновременно надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки.
На счет 2 щеки одновременно сдуваются, руки в И. П.
Упражнение «Худышка» - руки опущены вниз, на счет 1- щеки
одновременно втягиваются в ротовую полость, ладони соединяются на
уровне груди, как при хлопке, но без звука. На счет 2 – возвратиться в И. П.
Эти упражнения делаем чередуя.
«Полощем рот» - кисти рук ладонями вниз, на счет 1- надувается
правая щека, пальцы правой руки сжимаются в кулак. На счет 2 – воздух перегоняем в левую щеку, пальцы правой руки распрямляются, а левой –сжимаются в кулак.
За этапом постановки звука следует этап автоматизации, что
достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
Упражнение «Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу»,, далее слова, словосочетания, стихи и потешки. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.
Так же используем кинезиологические таблицы на дифференциацию оппозиционных звуков. Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице.
Большую популярность набирает методика Bal-A-Vis-X расшифровывается как «Балансировочно-аудиально-визуальные упражнения». Упражнения с нейромячиками. Мячики отличаются от любых других сенсорной привлекательностью и громким звуком отскакивания. В чем преимущество таких упражнений:
- ритм;
- работа глаз, пространственная ориентация;
- сотрудничество, синхронность;
- ответственность.
Нами был прослушан вебинар Елены Филиповны Архиповой «Нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда». Она предлагает при автоматизации звуков использовать тактильно-кинестетическую стимуляцию и биоэнергопластику.
Взяв за основу технологию Архиповой Е. Ф., мы сделали свое методическое пособие, с использованием аппликатора Кузнецова «Колючие ладошки»
Варианты использования этого пособия.
1. На занятиях по обучению грамоте.
-Знакомство с гласными звуками и их буквами. Дети располагают свои ладошки на колючие ладошки, где каждый пальчик отвечает за какой то гласный звук. Для младших детей звук обозначен своим символом, а для старших детей - буквой. Задание может быть такое: повтори звуковой ряд - АУО. Дети повторяют и поднимают по очереди пальчики, соответствующие звуку одновременно и правой, и левой ладошки.
- Выделять гласные звуки в словах. Дети проговаривают слово, например МУХА, поднимают сначала средние пальцы, затем большие пальчики одновременно провой и левой ладошки.
-Делить слова на слоги. Дети проговаривают слово, например, машина, поднимают соответствующие пальчики и считают, сколько слогов.
2. Это пособие я использую и при автоматизации звуков.
- в слогах. Ребенок произносит слоговой ряд ЛА ЛО ЛУ и работает пальчиками.
- в словах. Ребенок произносит слова ПИЛА, ЛУНА и также поднимает соответствующие пальчики.
Практическая значимость данного пособия в том, что оно помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой.
Детей увлекают занятия на нейропсихологческих тренажерах. Регулярное выполнение нейропсихологических упражнений способстует развитию межполушарных связей, Автоматизация звуков при использовании нейротренажеров и упражнений наиболее эффективна, ведь звук автоматизирован только тогда, когда ребёнок произносит его в любых непривычных ситуациях и для успешного формирования навыка надо подключать движение.