МААМ-картинки

Нейроигры и нейроприемы в работе современного учителя-логопеда в детском саду

Будникова Анжела
Нейроигры и нейроприемы в работе современного учителя-логопеда в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Нейрологопедия — это связующее звено между медициной и педагогикой. В настоящее время мы наблюдаем рост числа детей с различными речевыми нарушениями, что ставит перед педагогами задачи раннего выявления, квалифицированной диагностики и подбора оптимальных методов коррекции.

Работа логопеда с такими детьми требует особого внимания и усилий. Обычно он сосредоточен на устранении видимых проявлений речевых проблем, что может быть эффективным, если эти нарушения не связаны с серьезными неврологическими заболеваниями. Однако использование инновационных методов в логопедической практике является значительным дополнением к традиционным техникам, позволяя повысить результаты коррекционного образования и обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Логопедия всегда была тесно связана с психологией, а теперь она обогащается достижениями нейронаук, таких как нейропсихология, нейролингвистика, нейрофизиология и нейробиология. Эти науки помогают логопедам глубже понять механизмы работы мозга и разработать более эффективные методы коррекции речевых нарушений.

Результаты работы с каждым ребенком индивидуальны. У некоторых детей процесс коррекции протекает легко и успешно, в то время как другие сталкиваются с трудностями на разных этапах. Успешная работа логопеда зависит от понимания логики развития мозга. Эффективность коррекции речевых нарушений у детей с патологиями достигается только при использовании комплексного подхода.

Методы нейрологопедии позволяют решить речевые проблемы детей на 35% быстрее, что подтверждено научными исследованиями. Кроме того, работа над речью оказывает положительное влияние на другие области развития ребенка, такие как интеллект, внимание, память и поведение. Это способствует значительному прогрессу в обучении детей.

К числу нейрологопедических методов относятся:

1. Моторное планирование — это процесс, который помогает нам выполнять новые задачи, использовать новые инструменты и совершать непривычные действия. Когда действия становятся привычными, они выполняются легко и без предварительного планирования. Моторное планирование играет ключевую роль в связи между сенсомоторными и интеллектуальными функциями мозга, завися от сенсорной интеграции, осуществляемой стволом мозга и другими нервными структурами. Дети с речевыми нарушениями часто испытывают трудности в моторном планировании.

2. Сенсорная интеграция — это процесс взаимодействия всех органов чувств, который начинается еще до рождения и играет важную роль в правильной работе мозга. Чем лучше функционируют сенсорные системы, тем больше информации получает мозг и тем эффективнее его ответы. Применение метода сенсорной интеграции в работе логопеда направлено на стимулирование всех органов чувств, активизацию познания, развитие речи и коррекцию поведения. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь и расслабить ребенка, а также успешно выполнять задания, способствуя развитию психических и речевых процессов.

3. Биоэнергопластика — это метод, объединяющий движения артикуляционного аппарата и рук. При выполнении артикуляционных упражнений ребенок сопровождает их движениями одной или обеих рук. Это способствует развитию координации движений пальцев, памяти и произвольного внимания. Эффективность исправления звуковых дефектов удваивается, поскольку активная работа руки многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга.

4. Межполушарное взаимодействие — это метод, который нашел широкое применение в публикациях, учебных пособиях и методических разработках. Он показал, что у детей с речевыми расстройствами есть проблемы в связи между левым и правым полушариями мозга. Упражнения, основанные на этом методе, способствуют улучшению мыслительной деятельности, повышению памяти, устойчивости внимания и облегчению процесса письма. Для этого ребенок последовательно выполняет графические задания только левой, только правой, а затем обеими руками одновременно, чтобы обеспечить активность обоих полушарий.

Правое полушарие отвечает за творческое мышление. Люди, у которых это полушарие более активно, чувствительны и склонны принимать решения, основываясь на интуиции. Левое полушарие, в свою очередь, отвечает за логическое мышление и выражается в аналитических и лингвистических способностях. Когда мы занимаемся творчеством, рисованием или другой творческой деятельностью, активизируется правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем или говорим, активизируется левое. Постоянная распределяемость активности между полушариями является естественным процессом, и эффективность работы мозга достигается только при активности обоих полушарий.

Однако при возникновении проблем с мозолистым телом, которое отвечает за координацию работы полушарий, может возникнуть нарушение связи между ними. В результате одно из полушарий берет на себя основную нагрузку, а другое блокируется и перестает развиваться, что приводит, в том числе, к нарушению пространственной ориентации. Поэтому восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также связи между передней и задней частью мозга становятся основными задачами для настройки мозга к работе.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигры и нейроприемы в работе современного учителя-логопеда в детском саду
Опубликовано: 13 декабря 2024 в 10:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроигры и нейроприемы в работе современного учителя-логопеда в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Будникова Анжела (УИ 1363073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД