Любовь Жаркова
Разработка образовательных программ по музыке для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема разработки образовательных программ для детей дошкольного возраста, в том числе и музыкальных, остаётся в настоящее время весьма актуальной, поскольку продолжается поиск обновления качества содержания музыкального образования детей.
В основу при разработке музыкальных программ можно взять следующие теоретические положения:
Темочки:
1. Теория Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельном подходе к развитию ребёнка, согласно которой признаётся главенствующая роль деятельности (особенно её ведущего вида) для развития ребёнка;
2. Теория А. В. Запорожца:
о самоценности дошкольного периода в жизни ребёнка, в соответствии с которой основной линией развития ребёнка является амплификация (обогащение) его развития наиболее значимыми для него формами и способами деятельности;
о специфических видах детской деятельности и их роли в развитии ребёнка;
о взаимосвязи обучения и творчества;
3. Теория Л. А. Венгера о развитии способностей, в соответствии с которой основная линия в развитии ребёнка – это способности (художественные, умственные, которые позволяют ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях;
4. Теория А. С. Выготского о взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми, как важнейшем условием вхождения его в человеческую культуру;
5. Теория Б. М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей;
6. Теория Н. А. Ветлугиной
о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников;
о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В основу разработки содержания программы для музыкального образования детей дошкольного возраста могут быть взяты ведущие дидактические принципы, актуальным для современного дошкольного образования. Основным из них являются:
принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам;
принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении общечеловеческих ценностей, красоты музыкального искусства : классического, современного;
принцип тематизма, позволяющий знакомить детей с разнообразием окружающего мира (мир людей, природы, доступно раскрывать специфику языка музыки);
принцип замкнутости, предполагающий последовательное обогащение художественного музыкального образа в рамках каждого из миров;
принцип концентричности, подразумевающий постепенное наращивание и усложнение содержания музыкальной деятельности при освоении ценностей музыкального искусства;
принцип гуманистической направленности, подразумевающий ориентацию содержания воспитания на общечеловеческие ценности.
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ.
Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребёнка пятого года по-прежнему остаётся слушание музыки, причём он любит слушать разнообразные музыкальные произведения народного, классического и современного репертуара. Детям нравится содержание музыкальных произведений, связанное с их жизнедеятельностью в детском саду (а не только с их родной семьёй). Восприятию музыки в этом возрасте продолжает помогать иллюстрация – она играет роль основного материала, без которого ребёнок не может себе представить описанные в песне события.
В этом возрасте дети, как правило, в общем, улавливают развитие музыкального образа произведения. Ребёнок начинает более внимательно вслушиваться и способен замечать изменение средств музыкальной выразительности. Появляются первые аргументирование эстетические ощущения музыки и осознанное избирательное отношение к ней.
Таким образом, у детей данного возраста имеются потенциальные возможности для дальнейшего приобщения их к слушанию музыкальных произведений, отвечающих всем требованиям, предъявляемым к высокому искусству, а также соответствующих возрастных возможностям детей.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ 5-ОЙ СТУПЕНИ.
1. Приобщать к азбуке пятой ступени культуры слушания музыки, накапливая опыт восприятия лучших произведений народного, классического и современного музыкального искусства, позволяющего формировать ценностные ориентации каждого ребёнка к ближайшей социальной среде.
• Поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности.
• Продолжать развивать культуру слушания музыки, побуждать сосредоточенно слушать музыкальные произведения, не отвлекаясь.
• Побуждать к сопереживанию музыки, учить находить связь между музыкальным образом и собственной жизнедеятельностью.
2. Осваивать азбуку пятой ступени деятельности слушания музыки.
• Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие произведений, передающих художественный музыкальный образ в развитии, в динамике.
• Развивать музыкально-сенсорное восприятие выразительных отношений музыкальных звуков.
• Побуждать самостоятельно давать оценку и выражать музыкальные впечатления и отношение к прослушанной музыке в эстетических суждениях.
3. Осваивать азбуку пятой ступени музыкального творчества : побуждать передавать характер музыки и её содержание в художественных музыкально-ритмических движениях, возможно в рисунке.
РЕПЕРТУАР 5-ОЙ СТУПЕНИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Музыкальные произведения для слушания музыки :
Мир ребё нка:
И. Бах – Шутка.
А. Лядов - Шуточная.
В. Ребиков – Игра в солдатиков.
А. Гречанинов – Марш, В разлуке, Недовольство.
Мир природы:
А. Аренский – Расскажи, мотылёк.
А. Жилинский – Марш зайчат.
Ц. Кюи - Осень.
С. Прокофьев. - Утро. Шествие кузнечиков.
П. Чайковский – Танец маленьких лебедей.
Рукотворный мир:
А. Гречанинов – На гармошке.
А. Лядов – Музыкальная табакерка.
П. Чайковский – Марш деревянных солдатиков.
Д. Шостокович – Шарманка.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ 5-ОЙ СТУПЕНИ.
1. Ребёнок освоил азбуку пятой ступени культуры слушания музыки :
• Имеет запас разнообразных музыкальных впечатлений.
• Обладает основными культуры слушания музыки, получает эстетическое наслаждение при восприятии многих музыкальных произведений, просит сыграть.
• Знает, помнит, узнаёт большое количество музыкальных произведений.
2. Освоил азбуку пятой ступени деятельности слушания музыки :
• Умеет различать выразительные особенности музыки.
• Умеет самостоятельно выделять сходство и различие отдельных художественных музыкальных образов, определяет инструменты, на которых исполняется музыка, различает их тембры.
• Может самостоятельно передавать свои музыкальные впечатления о характере, особенностях, развития художественного музыкального образа в эстетических суждениях.
3. Освоил азбуку пятой ступени музыкального творчества; ребёнок передаёт характер и особенности содержания программной музыки пластической импровизации или в рисунке.
ВЫВОД.
Ребёнку необходимо слушать музыку. Музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребёнком. В процессе совместного восприятия у ребёнка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми.
Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира, но и развивает и другие необходимые человеку качества: решительность, уверенность в себе.
ЛИТЕРАТУРА,
1. Волшебная дудочка: 78 развивающих музыкальных игр. Бин Дж Оулдфилд А. М. : Теревинф, 2007г.
2. Костина, Э. П. Программа «Камертон» Э. П. Костина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.
3. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. О. П. Радыновой. – М. : 2007. г.