Виктория Ткач
Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста
«Кольца Луллия».
По речевому и познавательному развитию.
Основная идея работы с этим дидактическим пособием – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
Публикация «Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста „Кольца Луллия“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2019
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе (возможно использование в работе с детьми от 3 до 7 лет).
Игры решают следующие задачи.
Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия, глаголы) .
Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.
«Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.
В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Использовать круги Луллия можно очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, математике, рисованию, художественному творчеству и, конечно в сочинительстве и фантазировании.
Тренинги с Кругами Луллия.
«Придумай фантастическую историю или сказку».
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
«Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Технологическая цепочка проведения тренинга.
На 2 секторах круга картинками обозначаются какие-либо объекты и предметы.
На первом секторе, самого большого круга прикрепила изображения сказочных персонажей (медведь, лиса и др.); на втором – с чем ассоциируется тот или иной персонаж (берлога, болото и т. п.);
2. Ставится задача тренинга.
Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя крутят нижний круг, какой персонаж попался, предложить детям описать его, спросить в каких сказках встречается, затем, поворачивая верхний круг, отвечают на вопросы воспитателя. (Может ли медведь жить в дупле? И т. д.) В заключении воспитатель предлагает пофантазировать и придумать свою волшебную сказку.
Задача. Объяснить, как персонаж может жить в таком месте и что с ним будет. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.
Например, хорошо ли будет медведю зимовать на болоте?
4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (театрализованное представление).
Формы работы:
• На индивидуальных и подгрупповых занятиях.
• В НОД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
• В игровой деятельности вне занятий.
• В самостоятельной деятельности детей.
Ожидаемые результаты
• Познание языка и мира в их взаимосвязях;
• Развитие творческого мышления и воображения;
• Обогащение словарного запаса;
• Свобода в своих высказываниях;
• Переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
• Формулировка и решение проблемы.
Игры и творческие задания.
«Необычные вещи»
Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.
Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).
РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".
ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, лиса и печка). Придумай историю о том, как лиса оказалась на печке".
«Новая сказка»
Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.
Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок).
РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". (зайчик рукавичка) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Рукавичка.)
ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация Теремок и Баба Яга из сказки «Царевна Лягушка».) Как баба Яга может попроситься жить в теремке?"
«Необычное место»
Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.
Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, теремок, избушка на курьих ножках. На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев.
РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Баба Яга живет в берлоге.)
ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Баба Яга живет в берлоге.)
Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.
Дидактическая игра "Кто где живёт?"
Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилище.
Дидактическая игра "Кто что ест?"
Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.
Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"
Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
Дидактическая игра "Цветные картинки"
Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч
Дидактическая игра "На что похоже"
Задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка.