салыева наталья
Наставничество в детском саду. Сложные педагогические ситуации в работе молодого педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество. Сложные педагогические ситуации в работе молодого педагога.
В нашем детском саду разработано положение о «Школе молодого профессионала». Мы, работая с молодыми педагогами, развиваем в детском саду школу наставничества.
Что подразумевает в себе понятие «наставничество»? Это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, профессиональной компетентности и личностных ценностей через неформальное взаимообагащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Публикация «Наставничество в детском саду, Сложные педагогические ситуации в работе молодого педагога» размещена в разделах
Где Наставник- это педагогический работник, ответственный за профессиональную и должностную адаптацию молодого педагога.
А Наставляемый – это молодой педагог, не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником, и при его поддержке и помощи приобретает новый опыт.
Цель практики наставничества- научить секретам педагогического мастерства молодых воспитателей, привить любовь к своей профессии, желание учиться новому, стремиться к профессиональному росту, стать активным членом трудового коллектива.
В практике разделяют этапы наставничества :
- 1 этап- диагностико- адаптационный.
Проводится в форме анкетирования, тестирования, наблюдения за наставляемыми.
2 этап – реализационный.
Содействие развитию у молодого специалиста требуемого уровня компетенций и формирование профессиональной самостоятельности.
Но можно разделить этапы развитие наставничества и следующим образом :
1 этап –Я расскажу, а ты послушай
2 этап- я покажу, ты повторяй
3 этап- мы вместе сделаем, так лучше
4 этап- затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу
5 этап- сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.
С наставляемыми можно использовать следующие методы и приемы:
-педагогический ринг
- вечер вопросов и ответов
- тренинги
- мастер-классы
-деловые игры
- мозговой штурм
Но также очень эффективно разбирать разные педагогические ситуации.
Педагогическая ситуация-это, как правило, жизненные обстоятельства, факты, истории, возникающие в процессе профессиональной деятельности воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего решения.
В течение дня педагоги постоянно взаимодействуют с воспитанниками и сталкиваются с различными трудностями. У опытных педагогов методы решения сложных педагогических ситуация наработана годами, начинающим же приходится нелегко. Почему? Все дело в том что дошкольникам сложно ежедневно придерживаться правилам поведения и выполнять все требования взрослых.
Сейчас многое изменилось- исчезли естественные факторы соивлизации. Значимое семейное воспитание приобрело иной характер. Основным фактором цивилизации сейчас стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. (интернет, различные гаджеты, кторые заменяют детям игры со сверстниками и общение).
Задача детского сада-дать детям возможность проживания различных социальных ролей (член семьи, член коллектива, житель города, мальчик или девочка).
Давайте проанализируем несколько педагогических ситуаций и найдем пути их решения- помните: каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость.
Предлагаю ознакомиться с алгоритмом решения педагогических задач :
- исследовательский этап - исследование причин возникновения проблемы
- прогнозный этап - построение дальнейшего развития ситуации
- изобретательский этап - поиск решения выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях
-идеальный конечный результат
А теперь все вместе разберем несколько примеров педагогических ситуаций. И прежде чем мы узнаем, как советуют справляться с проблемой специалисты, мы попробуем выработать план решения с нашей точки зрения, с точки зрения практиков.
Ситуация №1.
В группе детского сада есть отверженный ребенок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребенку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Мнение специалистов.
1. Исследовательский этап:
- что есть?-есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть.
- что не устраивает? – дети игнорируют мальчика, не принимают в игры.
- что нужно? – чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
2. Прогнозный этап:
Помочь мальчику войти в детское общество.
3. Изобретательский этап.
- выявить способности мальчика значимые для детей.
-подобрать поручения для этого ребенка, от выполнения которых зависят другие дети.
- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
4. Идеальный конечный вариант: научить ребенка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчеркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную помощь. После снятия основного напряжения дать мальчику задание научить завязывать шнурки других детей.
Ситуация №2.
Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясет рукой, встает с места, выкрикивает. Как можно поступить в данной ситуации?
1. Исследовательский этап.
Что есть? – нетерпеливый ребенок.
Что не устраивает? – ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.
Что нужно? – чтобы ребенок не мешал образовательному процессу группы.
1. Прогнозный этап.
– сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.
2. Изобретательский этап.
- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.
- тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.
- отсаживать такого ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «Изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.
- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.
4. Идеальный конечный результат.
«Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон» В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул-признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.
Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда ребенку следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.
Педагогические ситуации – действенный метод работы не только с детьми, но и с молодыми педагогами. Мы на своих заседаниях школы молодого профессионала, которые проходят раз в неделю, стараемся уделить внимание тем трудностям, которые возникают у наших молодых педагогов.
Какие ключевые факторы успеха у практики наставничества :
- -снижение времени на адаптацию наставляемых,
- снижение у молодых педагогов чувства тревожности и неуверенности в себе,
- повышение профессионального уровня всех участников процесса наставничества;
- формирование профессионального сотрудничества между различными категорями сотрудников.
Опыт показывает, что школа молодого педагога способствует :
- формированию заинтересованности молодого педагога в работе;
- получению положительных результатов;
- развитию педагогического потенциала;
-созданию педагогической среды, в которой молодой специалист найдет себя и
будет востребован.
В конце выступления хочется напомнить правила общения с наставляемым :
- не приказывать;
- не проповедовать;
- не поучать;
- не подсказывать решения;
- не выносить суждений;
- не оправдывать и не оправдываться;
- не ставить «диагноз».