Татьяна Осипова
Наставничество как основа профессионального развития педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество как основа профессионального развития педагогов
Осипова Татьяна Васильевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №9 «Якутяночка»
городского округа «город Якутск»
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Публикация «Наставничество как основа профессионального развития педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.
В течении 10 лет я являюсь наставником молодых воспитателей, только начинающих свой педагогический путь. Я хочу рассказать о нашей работе в МБДОУ «Д/с №9 «Якутяночка» по наставничеству.
Наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе.
В моей работе, как наставника, я ставлю следующие задачи:
1. Обеспечить теоретической, психологической, методической поддержкой молодых воспитателей.
2. Оказать методическую и практическую помощь молодому воспитателю в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности.
3. Передать опыт в проведении открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучение и использование приемов здоровье сберегающих технологий во время непрерывной образовательной деятельности и в других режимных моментах.
5. Проведение работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
6. Помочь молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей;
7. Повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений;
8. Научить их выходить из сложных ситуаций;
9. Развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения в выборе профессии воспитателя детского сада.
Работа по наставничеству делится на 3 этапа :
1 этап - диагностический или организационный. Наставник изучает профессиональные умения педагога. Собирается пакет документов по наставничеству и составляется план работы. В этот период выявляются затруднения в работе. Наставник оказывает помощь педагогу, составляют совместно планы, также идет совместная подготовка материалов.
На 2 этапе используются следующие методы и формы работы: консультации, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения НОД, коллективные просмотры педагогического процесса, дискуссии, круглые столы.
На этом этапе наставник помогает выстроить собственную программу педагога самосовершенствования, план самообразования. Здесь же наставником, в зависимости от цели, определяется форма методической работы: семинары, конкурсы; индивидуальные (самообразование, аттестация, обобщение передового педагогического опыта). Для оказания помощи педагогам в повышении профессиональной компетентности наставник составляет план сотрудничества с ним.
План даё т возможность:
повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений, достижений;
на основе выявленных потенциальных возможностей педагога целенаправленно планировать методическую работу;
развивать творческий потенциал педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагога.
3 этап - это аналитический. Это самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (на протяжении 5 лет).
Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а также cвоими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации. На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения и т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
Портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.
В нашей работе есть главное условие - это обязательная взаимосвязь наставников, начинающего педагога, старшего воспитателя и заведующей. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. В этом сильном звене педагог обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.
К каждому молодому педагогу закрепляем наставника. Наставники назначаются заведующим ДОУ на установочном Педагогическом совете. Определяем требования и цели, которые должны предъявляться к работе педагога-наставника. Но для того чтобы наставник мог реально соблюдать их, необходимо выяснить, какими же качественными характеристиками он должен обладать.
Он должен быть:
компетентным и иметь достаточный опыт работы с детьми;
знать особенности своего образовательного учреждения, характер межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе;
наставником должен быть человек, пользующийся доверием коллег по работе;
уметь эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства;
иметь способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять молодому педагогу простор для самостоятельной деятельности.
Подводя итоги, можно отметить, что работа с воспитателями помогает мне и другим наставникам согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня и моих коллег владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Мои коллеги, начинающие воспитатели, в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. В частности молодой воспитатель Никифорова Мария Иннокентьевна стала победителем в республиканском конкурсе «Воспитатель года».
Список использованной литературы
1. Адаптация персонала в образовательном учреждении. URL : https://www.menobr.ru/materials/370/4712/#q1
2. Башарина О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования //Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – № 3 (19). – С. 18–26.
3. Еремина Т. Как организовать наставничество в детском саду. Положение и карта оценки// Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2019. – № 9. – С. 40–50.
4. Закаблудская Е. Молодой специалист: Как с ним управляться? //Электронный журнал «Директор по безопасности». – М., [2014] – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a111/780151.html
5. Крылов А. В. Молодой специалист в образовании // Педагогическая диагностика. – 2013. – № 4. – С. 112–120.