Лучший педагог года

Наставничество как основа профессионального развития педагогов

Татьяна Осипова
Наставничество как основа профессионального развития педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Наставничество как основа профессионального развития педагогов

Осипова Татьяна Васильевна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №9 «Якутяночка»

городского округа «город Якутск»

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Публикация «Наставничество как основа профессионального развития педагогов» размещена в разделах

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.

В течении 10 лет я являюсь наставником молодых воспитателей, только начинающих свой педагогический путь. Я хочу рассказать о нашей работе в МБДОУ «Д/с №9 «Якутяночка» по наставничеству.

Наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе.

В моей работе, как наставника, я ставлю следующие задачи:

1. Обеспечить теоретической, психологической, методической поддержкой молодых воспитателей.

2. Оказать методическую и практическую помощь молодому воспитателю в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности.

3. Передать опыт в проведении открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.

4. Изучение и использование приемов здоровье сберегающих технологий во время непрерывной образовательной деятельности и в других режимных моментах.

5. Проведение работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

6. Помочь молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей;

7. Повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений;

8. Научить их выходить из сложных ситуаций;

9. Развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения в выборе профессии воспитателя детского сада.

Работа по наставничеству делится на 3 этапа :

1 этап - диагностический или организационный. Наставник изучает профессиональные умения педагога. Собирается пакет документов по наставничеству и составляется план работы. В этот период выявляются затруднения в работе. Наставник оказывает помощь педагогу, составляют совместно планы, также идет совместная подготовка материалов.

На 2 этапе используются следующие методы и формы работы: консультации, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения НОД, коллективные просмотры педагогического процесса, дискуссии, круглые столы.

На этом этапе наставник помогает выстроить собственную программу педагога самосовершенствования, план самообразования. Здесь же наставником, в зависимости от цели, определяется форма методической работы: семинары, конкурсы; индивидуальные (самообразование, аттестация, обобщение передового педагогического опыта). Для оказания помощи педагогам в повышении профессиональной компетентности наставник составляет план сотрудничества с ним.

План даё т возможность:

повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений, достижений;

на основе выявленных потенциальных возможностей педагога целенаправленно планировать методическую работу;

развивать творческий потенциал педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;

повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагога.

3 этап - это аналитический. Это самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (на протяжении 5 лет).

Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а также cвоими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации. На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения и т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.

Портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.

В нашей работе есть главное условие - это обязательная взаимосвязь наставников, начинающего педагога, старшего воспитателя и заведующей. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. В этом сильном звене педагог обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

К каждому молодому педагогу закрепляем наставника. Наставники назначаются заведующим ДОУ на установочном Педагогическом совете. Определяем требования и цели, которые должны предъявляться к работе педагога-наставника. Но для того чтобы наставник мог реально соблюдать их, необходимо выяснить, какими же качественными характеристиками он должен обладать.

Он должен быть:

компетентным и иметь достаточный опыт работы с детьми;

знать особенности своего образовательного учреждения, характер межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе;

наставником должен быть человек, пользующийся доверием коллег по работе;

уметь эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства;

иметь способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять молодому педагогу простор для самостоятельной деятельности.

Подводя итоги, можно отметить, что работа с воспитателями помогает мне и другим наставникам согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня и моих коллег владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.

Мои коллеги, начинающие воспитатели, в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. В частности молодой воспитатель Никифорова Мария Иннокентьевна стала победителем в республиканском конкурсе «Воспитатель года».

Список использованной литературы

1. Адаптация персонала в образовательном учреждении. URL : https://www.menobr.ru/materials/370/4712/#q1

2. Башарина О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования //Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – № 3 (19). – С. 18–26.

3. Еремина Т. Как организовать наставничество в детском саду. Положение и карта оценки// Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2019. – № 9. – С. 40–50.

4. Закаблудская Е. Молодой специалист: Как с ним управляться? //Электронный журнал «Директор по безопасности». – М., [2014] – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a111/780151.html

5. Крылов А. В. Молодой специалист в образовании // Педагогическая диагностика. – 2013. – № 4. – С. 112–120.

Публикации по теме:

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество как основа профессионального развития педагогов
Опубликовано: 29 марта 2023 в 15:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество как основа профессионального развития педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Осипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД