Татьяна Жанабаева
Наставничество молодого педагога в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей».
Публикация «Наставничество молодого педагога в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития. Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов.
В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.
Я, Жанабаева Татьяна Александровна, работаю в детском саду 10 лет. Моя работа по наставничеству в ДОУ регламентируется приказом заведующего о назначении наставника, утвержденным планом работы с наставляемым.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. Администрация, коллеги и родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если молодые педагоги не получают во время поддержки от коллег и администрации, они чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы».
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, подготовки к работе, способствующая повышению профессиональной компетентности. Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя в трудовой деятельности.
Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому педагогу : педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы и самое главное, происходит в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций педагога.
Направленная деятельности наставника и наставляемого включает в себя знакомство, беседу. Изучение нормативно-правовой базы, ведение документации. Анкетирование и тестирование молодого педагога на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева). Совместная разработка карты «Затруднение педагога».
Молодой воспитатель в течение года изучает опыт работы наставника, тем самым повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы фиксирует в своей «Творческой тетради». Ведь именно на этом этапе важна роль воспитателя наставника. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, это все дает возможность увидеть динамику становления молодого педагога в процессе наставнической деятельности.
Подводя итоги, можно отметить, что работа с молодым педагогом не только помогает стимулировать меня к повышению уровня педагогической компетентности, но и укрепляет дружеские связи между опытными и молодыми педагогами.
Я желаю всем нам быть хорошими наставниками и получать от этого удовольствие!
Используемая литература:
1. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.
2. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.