Диана Кидалова
Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии.
Публикация «Доклад „Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р. Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.
У детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте, снижение возможностей в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними.
Всестороннее нарушение речевых и, в частности, словообразовательных возможностей детей с ОНР является весьма актуальным для преодоления нарушений как устной, так, впоследствии, и письменной речи. У таких детей значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Овладение словообразовательными процессами теснейшим образом связанно с познавательной деятельностью ребенка, с его активной ориентировкой в предметно-речевой действительности. Словообразовательные модели отражают связь между явлениями действительности и языковыми средствами их выражения.
Активный процесс становления словообразовательного компонента происходит в дошкольный период развития ребенка. Овладение словообразованием родного языка составляет важную часть присвоения ребенком готовых, отработанных языком формальных средств и комбинаций для передачи определенных значений.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов. Этой проблемой занимались такие ученые, как Жукова Н. С., Лалаева Р. И., Каше Г. А., Спирова Л. Ф., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Шуйфер Р. И., Ястребова А. В., Жукова Н. С., Серебрякова Н. В. и др. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях, посвященных важной и актуальной проблеме – становлению процессов словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи – подчеркивается значительная роль развития данной способности для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразованием зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Литература:
• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. : 1990г.
• Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб. :2001г.
• Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. :2001г.